Организация внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 20:40, реферат

Описание

Задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1. Основные элементы системы внутрифирменного планирования………………….………………………………….5
2. Расчет баланса рабочего времени…………………………….23
Заключение……………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………29

Работа состоит из  1 файл

планир.docx

— 59.79 Кб (Скачать документ)

Система планирования в межотраслевых  компаниях во многом идентична системе, принятой во вспомогательных подразделениях крупных отраслевых и многоотраслевых концернов, которые производят продукцию в основном для нужд основных производственных подразделений и лишь частично реализуют ее другим компаниям. Однако при наличии унифицированных блоков планирования даже в однотипных субъектах хозяйствования имеются различия в средствах и методах их реализации, что говорит о постоянном развитии и совершенствовании системы планирования в соответствии с изменяющимися условиями производства и внешней среды.

 

Отличительной чертой плана  является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Основной целью плана является реализованное  событие. Основные характеристики плана:

– волевое и активное воздействие на будущее;

– отражение субъективного представления о будущем;

– является разновидностью управленческой деятельности;

– является дешифратором целевых установок;

– может использоваться для достижения любых целей, в  том числе неправых или справедливых в понятиях отдельных групп людей;

– представляет собой числовую модель будущего развития;

– предполагает ответственность за осуществление будущего;

– отражает учет условий  внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;

– учитывает возможности  внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;

– должен быть реальным, то есть выполнимым;

– определяет представление  о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;

– определяет порядок поведения  для достижения лучших условий существования;

– является мотивированной схемой действий на будущее;

– является первопричиной  мотиваций персонала и оценки его работы;

 

– должен иметь резервы  для форс-мажорных обстоятельств;

– может предусматривать  меры ответственности для исполнителей;

– должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;

– оформляется документально в письменной форме;

– является внутренним документом фирмы;

– может использоваться для установления контактов с  партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;

– утверждается руководством фирмы;

– должен быть достаточно стабильным по времени;

– должен иметь возможности  корректировки и адаптации к  новым условиям работы.

 

Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств  и методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий  этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития. На микроуровне объектами планирования являются: спрос, производство, объем  продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

Субъекты планирования –  планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические  отделы.

 

 

Методология планирования

Современные планы отличаются от прошлых прежде всего методологией обоснования. Повышение уровня обоснования планов свидетельствуют о накопленном и используемом опыте научного подхода к разработке образа будущего.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам, согласно логике обоснования показателя. То есть в соответствии с методологией планирования.

Методология планирования –  это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых  показателей, мер и действий, необходимых  для выполнения плана, а также его мониторинга.

К основным принципам планирования относятся:

Принцип единства. Означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической  и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели.

Принцип непрерывности. Определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному плану приходит другой. Принцип касается прежде всего планов различного периода. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования.

Принцип гибкости. Означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Кроме  того гибкость в планировании означает наличие определенных резервов, которые  должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

 

Принцип точности. Требует  обоснованности, детализации и конкретизации  планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам. Напряженный план, превышающий эту  норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так  называемый заниженный план создает  условия для необоснованного  поощрения работников без должных усилий с их стороны.

Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей  должны включаться все специалисты  объекта хозяйствования, а при  необходимости и специалисты  извне, партнеры по бизнесу.

 

 

Методы планирования

Второй существенный элемент  методологии – это методы планирования. К основным методам планирования относят: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Балансовый метод планирования характеризуется установлением  материально-вещественных и стоимостных  пропорций в показателях. Метод  предполагает использование взаимно  уравновешивающихся расчетов (таблиц). В оной части указываются ресурсы, а в другой направления их использования. В планировании часто применяют такие балансы, как: натуральный, стоимостной, трудовой, межотраслевой и т.д.

Опытно-статистический метод  планирования характеризуется ориентацией  на фактически достигнутые в прошлом  результаты, по экстраполяции которых  определяется план искомого показателя. Такой метод имеет недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким  образом, отражает сложившийся уровень  работы с его недоиспользованными  резервами и погрешностями в  прошлом.

Нормативный метод планирования (метод технико-экономических расчетов) использует нормативы и нормы. Норматив – научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Норма  – обоснованная величина затрат, разработанная фирмой.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется  возможностями оптимизации плановых решений. В планировании они предусматривают эффект определенных действий работников по достижению цели.

Сущность экономико-математических методов планирования состоит в  том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств  находить количественное выражение  взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях.

Следующий элемент методологии  планирования – показатели плана. Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным  основаниям:

 

По роли в управлении:

– директивные – обязательные для исполнения;

– расчетные – необязательные для исполнения.

По экономическому содержанию:

– натуральные;

 

– стоимостные;

– трудовые.

По отношению к деятельности:

– объемные (количественные);

– качественные;

По отношению к соизмерителю:

– абсолютные;

– относительные (выраженные по отношению к другому показателю);

По роли в экономической  работе:

– прогнозные;

– плановые;

– ожидаемого выполнения;

– фактические.

По направленности:

– адресные или индивидуализированные;

– обезличенные.

По критерию математических вычислений:

– объемные;

– средние;

– приростные;

– предельные;

– индексные.

По форме отчетности:

– оперативные;

– статистические;

– бухгалтерские.

Еще один элемент методологии  планирования – система мер, необходимых  для выполнения плана. Меры выполнения плана включают:

– развернутое описание необходимых действий;

– ресурсное обеспечение;

– перечень участвующих исполнителей;

– сроки выполнения расчетных  показателей.

 

Порядок и последовательность разработки плана фирмы осуществляется в несколько этапов:

Обоснование целей деятельности.

Сбор информации.

Проведение экономического анализа.

Составление прогнозов.

Утверждение и доведение планов до исполнителей.

Выполнение плана исполнителями.

Мониторинг плана.

После разработки прогнозов  спроса, сбыта, разрабатывается главный  план фирмы – план маркетинга. Его  параметры служат для разработки соответствующих планов:

– сбыта;

– производства;

– прибыли и рентабельности;

– издержек производства и обращения;

– финансового плана;

– инвестиций;

– по персоналу и др.

 

Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения  высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.

Критерием эффективности  внутрифирменного планирования выступает  степень использования плана  в реальной хозяйственной жизни  как руководства к действию, степень  соответствия плана реальным условиям.

 

Процесс планирования состоит  из следующих этапов:

Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов  планирования. Они обусловливают  также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

 

Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив. Среди  возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование. Формируется  представление о развитии планируемой ситуации.

Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

 

Средства, обеспечивающие процесс планирования позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

 

Суть планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подраздела отдельно на определенный период; определении  хозяйственных заданий, средств  их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые  необходимы для решения поставленных заданий. Процесс планирования охватывает все уровни управления (от высшего до низшего) хозяйственной организации в чем и проявляется «сквозной» характер реализации функции планирования.[2]

 

2 Расчет баланса рабочего  времени

Баланс рабочего времени - система показателей, характеризующих ресурсы рабочего времени работающих, их распределение по видам затрат и использования. Данный баланс составляется с целью выявления резервов роста производительности труда за счет более рационального использования фонда рабочего времени и определения численности рабочих. Рассчитывается баланс рабочего времени преимущественно на одного среднесписочного рабочего. Баланс рабочего времени составляется по предприятию, цеху, участку, иногда даже по группе рабочих, имеющих одинаковый график работы и одну и ту же продолжительность очередного отпуска. Баланс составляется в три этапа:

1) расчет среднего фактического  числа рабочих дней;

Информация о работе Организация внутрифирменного планирования