Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является – проследить историю развития предпринимательства в России и Сибири, определить субъективные и объективные трудности развития предпринимательства.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

На основе анализа научной и учебной литературы сформировать понятие предпринимательства;
Выявить и проанализировать тенденции развития предпринимательства в России;
Раскрыть роль и место предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Сформулировать рекомендации по ведению предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Этапы развития предпринимательства в России и Сибири 8

1.1.Эволюция предпринимательства 8

1.2.Современные этапы развития 9

Глава 2. Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России 26

2.1. Объективные трудности развития малого предпринимательства 26

2.2 Субъективные трудности развития малого предпринимательства 29

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложение 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему Развитие предпринимательства в России и Сибири.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)

    В экономически развитых странах число  малых и средних предприятий  достигает 80-99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены  две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах  проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства. В России государство предприняло  определенные шаги по развитию малого предпринимательства:

  1. формируется законодательная база;
  2. были приняты программы развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях;
  3. при содействии государства создана сеть сервисных организаций.

    Все большее внимание вопросам развития предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органы власти.

    Очевидно, предпринятые государством меры явно недостаточны, а по ряду позиций  допущены отступления от того, что  уже достигнуто. В частности, не принята  и, соответственно, не финансируется  Федеральная программа поддержки  и развития малого предпринимательства  на 1998-1999 гг. Усиливается налоговый  пресс. Возрастают административные барьеры. Несмотря на все трудности становления  и развития, предпринимательство  к 1995 г. превратилось в заметную экономическую  и политическую силу. Назрела необходимость  перемен в политике государства  по отношению к малому предпринимательству. В качестве инструмента диалога с государством была выбрана форма съезда.

    Первый  Всероссийский съезд представителей малых предприятий, инициированный общественными объединениями предпринимателей, которые консолидировались вокруг Торгово-промышленной палаты России, состоялся  в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало  около 3000 делегатов из всех регионов России. Перед съездом ставились  следующие задачи:

  1. Привлечь внимание властей к проблемам предпринимательства;
  2. Добиться от органов власти конкретных действий по улучшению предпринимательского климата и консолидировать предпринимателей.

    В работе съезда приняли участие Президент  России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания России. Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес Президента, Федерального собрания, Правительства России, конкретных министерств и ведомств.5

Глава 2. Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России

    1. Объективные трудности развития малого предпринимательства

    Во  многом решение проблем зависит  от государства. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству.

Данная  поддержка предоставляется в  виде:

  • организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
  • финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
  • имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).

    Трудности развития малого бизнеса  могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут быть субъективными - следствием внутренних для фирмы  решений или объективными - следствием воздействия внешней предпринимательской  среды. Анализ современного состояния  экономики позволяет выделить следующие  причины, приводящие к появлению  трудностей в развитии предпринимательства:

  • экономический кризис;
  • рост криминализации общества;
  • высокие темпы инфляции;
  • политическая нестабильность;
  • необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
  • нечеткость и непрерывные изменения законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
  • отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
  • отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
  • зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
  • внеправовое, безграничное вмешательство политиков в экономику;
  • резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;
  • неустойчивое налоговое законодательство;
  • недобросовестная конкуренция
  • низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.

    Проведенный социологический опрос предпринимателей показал, что опасными для ведения  цивилизованного бизнеса являются следующие факторы, описанные в таблице 1.

    Таблица 1. Факторы риска ведения предпринимательской деятельности.

    Возможные факторы риска     % к числу опрошенных     
    Недобросовестность  российских деловых партнеров     61
    Вымогательство  со стороны государственных чиновников     57
    Политическая  нестабильность     55
    Финансовая  нестабильность     53
    Ущемление прав предпринимателей

    государственными  и должностными лицами

    44
    Вымогательство  со стороны криминальных структур     23
 

    Поскольку трудности имеет объективную основу из-за неопределенности влияния внешней среды и субъективную основу в результате принятия решений самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. В таблице 2 приведены основные внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Трудно установить приоритетность этих факторов, так как они взаимосвязаны друг с другом: изменение одного фактора может вызвать изменение других и, следовательно, взаимоотношения их влияния на уровень риска.

    Внешние факторы (табл.2), влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

    Таблица 2. Система внешних факторов, влияющих на уровень предпринимательского риск.

    Факторы прямого воздействия       Факторы косвенного воздействия
Законодательство, регулирующее

предпринимательскую деятельность                                  

Политические  условия
Налоговая система                                     Экономическая обстановка в стране
Взаимоотношения с партнерами   Экономическое положение отрасли
Конкуренция предпринимателей   Международные события
Коррупция и рэкет   Стихийные бедствия
Непредвиденные  действия государственных

органов и учреждений 

    
     
     

                 

2.2 Субъективные трудности развития малого предпринимательства

    Не  менее многочисленны и  внутренние   факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяются следующие четыре группы  факторов:

    • стратегия фирмы;
    • принципы деятельности фирмы;
    • ресурсы и их использование;
    • качество и уровень использования маркетинга.

    Следует заметить, что эти четыре группы  факторов  включают в себя десятки  конкретных, действующих в каждой фирме избирательно  факторов.

    Очень велико влияние на малое предпринимательство  таких  факторов:

    • отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы;
    • слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы;
    • финансовые просчеты;
    • плохая организация труда сотрудников;
    • утечка конфиденциальной информации по вине служащих;
    • плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде;
    • недостаток знаний в области маркетинга и др.

    Утечка  конфиденциальной информации — еще один  внутренний   фактор, усиливающий уровень риска   предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными  факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.

    На  практике довольно часто предприниматели  не вполне четко представляют себе, что входит в понятие «коммерческая  тайна», как ее следует охранять и как утечка информации может  влиять на экономическое положение  фирмы, в результате чего  предпринимательский   риск  возрастает.

    Под субъективными трудностями понимают - следствие внутренних для фирмы решений.

    К внутренним факторам предпринимательского риска относятся:

  • сам предприниматель;
  • его компетентность;
  • уровень знаний;
  • уровень личных притязаний;
  • личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы;
  • состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;
  • состав наемных работников, их квалификация и материальное стимулирование;
  • уровень предпринимательской культуры;
  • защита предпринимательской тайны;
  • организация управления и производства;
  • проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;
  • уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;
  • качество продукции (работ, услуг);
  • строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др.

Заключение

Информация о работе Объективные и субъективные трудности развития малого бизнеса в России