Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, опре-деляющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Содержание

1 Введение.
2 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.

3 Малое предпринимательство.
4 Организационно-правовые формы.
5 Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
6 Экономические преимущества и недостатки.
7 Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
8 Государственная поддержка малого бизнеса.
9 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства.
10 Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

11 Заключение.
12 Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

малый бизнес .doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям: 

. создание  стабильных государственных и  негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса; 

. использование  рациональных механизмов контроля  за расходованием выделенных средств; 

. обеспечение  деятельности контрольных и судебных  органов по защите интересов малых предприятий; 

. создание  сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы , промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры; 

. осуществление  прямого финансирования деятельности  малых предприятий на основе  специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов: 

. разработка  целевых программ государственной  поддержки малого бизнеса на  долгосрочную перспективу; 

. оказание  консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей; 

. предоставление  малым предприятиям в аренду  на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков. 

. содействие  внешнеэкономической деятельности  малых предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное регулирование в  Российской Федерации 

Важное  место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально - экономических  процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере малого предпринимательства программно - целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном  уровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала малого предпринимательства, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и , конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально  использовать системные противоречия и взаимодействия:  между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными целями и целями структурной политики, между количественными и качественными параметрами, между стремлением к выравниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске , стремление к самоокупаемости системы государственной поддержки малого предпринимательства и необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должны основываться программы поддержки малого предпринимательства, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е.интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности. Кроме того , в программе должны быть обозначены количественные параметры и критерии оценки степени выполнения включенных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное  практике экономически развитых стран  для программ такого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от

«абсолютного» выполнения, но не более чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная практика не до финансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно - целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно - целевой подход к осуществлению мер поддержки малого предпринимательства метод требует максимального учета региональной  специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области малого предпринимательства должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае – к сфере малого предпринимательства.

В настоящее  время программно-целевой метод  практического осуществления мер  государственной поддержки малого предпринимательства представлен  федеральной программой, а также  значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. По последним данным, таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, осуществляются  разработки аналогичных программ на местном уровне. Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки малого предпринимательства (например, установленные законом налоговые и иные льготы для малого предпринимательства действуют независимо от каких – либо программ , хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что не удовлетворительный характер мер государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

В принципе, основные требования к государственным  программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации». Здесь содержится такое важное, но по сути так и нереализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки малого предпринимательства. Таковые должны содержать:

меры  по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства  на соответствующем программе уровне ; приоритетные виды и перспективные  направления деятельности малого предпринимательства; предложения по изменению действующих установлению новых налоговых льгот малым предприятиям, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства; 

. меры  по обеспечению передачи субъектам малого бизнеса незавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий; 

. меры  по массовому вовлечению людей  в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое. 

Однако  такие установки носят чрезвычайно  общий характер. В результате , на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом  содержании,  главное, формах взаимодействия государственных федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства пока не существует. Формальным является и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему взаимодействия в области государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне.

Основные  разработчики – Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства; Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Министерство экономики Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

Цель  Программы – создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно -правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи  Программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение  освоения новых кредитно - инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного  сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. 
 
 

Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения. 

Фондом  поддержки малого предпринимательства  является некоммерческая организация , создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.

Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются: 

. содействие  в формировании рыночных отношений  на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства; 

. участие  в разработке, проведении экспертизы  и конкурсном отборе, а также  в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест; 

. участие  в формировании инфраструктуры  рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства; 

. поддержка  инновационной деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки  и производства принципиально  новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений; 

. содействие  в привлечении отечественных  и иностранных инвестиций для  реализации приоритетных направлений  деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства; 

. организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства. 

Порядок налогообложения, освобождения субъектов  малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Законами  Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Существуют  общие льготы для всех малых предприятий  и специальные для определенной категории малых предприятий. 

Для всех малых предприятий  установлены следующие  налоговые льготы: 

. согласно  п.7 постановления Совмина РСФСР  от 18 июня 1991г. N 406 " О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. - налог на добавленную стоимость уплачивается малыми предприятиями ежеквартально в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 

. они  освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль в течение квартала. Суммы налога вносятся по квартальным расчетам в 5- дневный срок со дня, установленного для предоставления квартальной бухгалтерской отчетности. 

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики