Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, опре-деляющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Содержание

1 Введение.
2 Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.

3 Малое предпринимательство.
4 Организационно-правовые формы.
5 Малый бизнес: преимущества и недостатки и взаимодействия малого и крупного бизнеса.
6 Экономические преимущества и недостатки.
7 Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.
8 Государственная поддержка малого бизнеса.
9 Система законодательных актов, направленных на развитие малого предпринимательства.
10 Фонды поддержки малого предпринимательства и система его налогообложения.

11 Заключение.
12 Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

малый бизнес .doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) можно  считать разновидностью полного товарищества, в котором допускается привлечение дополнительного капитала за счет посторонних лиц (участников-вкладчиков или коммандитистов). Эти лица участвуют в деятельности товарищества только путем внесения вкладов в уставной капитал и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Они устранены как от предпринимательской деятельности, так и от управления средствами. К полным товарищам применяются все правила, действующих для участников полных товариществ.

Единственным  учредительным документом товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается только полными товарищами.

Общество  с ограниченной ответственностью. Такое  название носит организация, уставной капитал которой разделен на доли участников, не отвечающих по долгам общества. Они несут лишь риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости не оплаченной части вклада каждого из участников.

По этой причине законодательство устанавливает  определенные требования к размеру  их уставного капитала, так как  именно он определяет тот минимальный размер имущества, который удовлетворяет интересам кредиторов.

Согласно Положению о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденному Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482,минимальный размер уставного  фонда составляет 100 МРОТ. Причем на момент государственной регистрации общества его уставной капитал должен быть оплачен не менее чем на 50%.

Учредительными  документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный  договор и устав, утверждаемый учредителями лишь после подписания ими учредительного договора. Если общество учреждается одним лицом, единственным учредительным документом является устав.

Общество  с дополнительной ответственностью. Это – разновидность общества с ограниченной ответственностью, которая отличается лишь тем, что участники несут дополнительную ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов в уставном капитале. Таким образом, общество с  дополнительной ответственностью занимает промежуточное положение между обществами и товариществами.

Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал которых разделен на определенное число одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).

По юридическому статусу акционерные общества схожи  с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций.

Все акционерные  общества подразделяются на закрытые, акции которых распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Минимальный размер уставного капитала акционерного общества в соответствии с действующим законодательством составляет 1000 МРОТ.

Единственным  учредительным документом является устав, в котором фиксируются сведения о размере уставного капитала, категориях выпускаемых акций и порядке их размещения, структуре органов управления и их компетенции, а также другие сведения, предусмотренные Законом РФ «Об акционерных обществах».

Акционерное общество, подобно обществам с  ограниченной ответственностью, может быть создано одним лицом, которое станет единственным акционером в случае единоличного приобретения им всех акций общества.

Производственные  кооперативы. Эта разновидность  коммерческих организаций, отличная как от товариществ, так и от обществ, основана на добровольном объединении физических лиц – граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности    кооператива прежде всего личностным трудом.

Каждый  член производственного кооператива  имеет один голос в управлении его делами не зависимо от размера его имущественного вклада, и полученная прибыль  распределяется прежде всего с учетом трудового, а не имущественного вклада.

Членами кооператива могут стать юридические  и физические лица, не участвующие непосредственно в его деятельности, но осуществляющие имущественные вклады и соответственно получающие на них доходы.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам, но не всем своим имуществом, а в размере заранее определенным в уставе.

Единственным  учредительным документом является устав, принимаемый и утверждаемый на общем собрании членов кооператива.

Филиалы и представительства. Филиалы вправе осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и функции представительства.

Они нее  являются юридическими лицами и действуют  на основании положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. В связи с этим филиалы и представительства не подлежат государственной регистрации. Однако  во избежание недоразумений с некоторыми органами государственной власти рекомендуется регистрировать их в местной регистрационной палате.

Следует отметить, что Гражданский Кодекс требует обязательно отмечать наличие филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество это является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Эта организационно-правовая форма применяется исключительно при создании государственных и муниципальных предприятиях.

Малым предприятием с иностранными инвестициями считается лишь в том случае , если доля иностранного капитала в  уставном фонде не превышает 25%.

Вложение  иностранного капитала в российскую экономику регулируют

Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы об иностранных инвестициях, нормы международного права, двусторонние договоры о содействии капиталовложениям и многосторонние соглашения, связанные с деятельностью международных экономических организаций. Эта форма достаточно сложна, и поэтому требует отдельного рассмотрения. Но цель данной части работы заключается лишь в ознакомлении с основными организационно-правовыми формами. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Малый бизнес: преимущества и недостатки и  взаимодействия малого и крупного бизнеса. 

Экономические преимущества и недостатки. 

В России в современный период перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности ресурсов. Малые кампании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Мелкие  и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим: 

. высокая  степень централизации и персонализации  управления. 

Руководитель-собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств; 

. отсутствие  системы стратегического управления; 

. высокая  зависимость от внешней среды:  банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм; 

. дефицит  финансовых ресурсов — как  собственных, так и заемных. 

Вместе  с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. 

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: 

. увеличение  числа собственников, а значит, формирование среднего класса  – главного гаранта политической  стабильности в демократическом  обществе; 

- рост  доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; 

- селекция  наиболее энергичных, дееспособных  индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; 

-создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; 

- трудоустройство  работников , высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из

«горячих  точек», инвалидов, молодежи, женщин); 

- подготовка  кадров за счет использования  работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; 

- разработка  и внедрение технологических,  технических и организационных  новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); 

- косвенная  стимуляция эффективности производства  крупных компаний путем освоения новых рынков , которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства); 

- ликвидация  монополии производителей, создание  конкурентной среды; 

- мобилизация  материальных, финансовых и природных  ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; 

- снижение  фондовооруженности и капиталоемкости  при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в

США у  компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности; 

- улучшение  взаимосвязи между различными секторами экономики. 

Кроме того, собственники малых предприятий  более склонны к сбережениями инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: 

- более  высок уровень риска, поэтому  высокая степень неустойчивости  положения на рынке; 

- зависимость от крупных компаний; 

- недостатки  в управлении собственным делом; 

- слабая  компетентность руководителей; 

- повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования; 

- трудности  в заимствовании дополнительных  финансовых средств и получении кредитов; 

- неуверенность  и неосторожность хозяйствующих  партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. 

Информация о работе Место и роль малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики