Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат

Описание

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ_Малые предприятия в Республике Беларусь.docx

— 117.10 Кб (Скачать документ)

Данная численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая филиалы, представительства  и иные его обособленные подразделения.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся  к субъектам малого предпринимательства  по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Как показывает зарубежный опыт наряду с созданием широкой  правовой сферы, регулирующей процессы развития малого предпринимательства, в стране необходимо создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, введение дополнительных финансовых и экономических механизмов, направленных на стимулирование развития малых предприятий.

 

 

2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси

 

Становление системы государственной  поддержки малых предприятий  в Республике Беларусь началось с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 28.05.1991г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» в Республике Беларусь гарантируется:

право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской  деятельностью, создавать предприятия  и приобретать необходимое для  этой деятельности имущество;

защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и договорами;

научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской  деятельности;

страхование предпринимательского риска;

запрет вмешательства  собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя  после заключения с ним контракта (договора), кроме случаев, предусмотренных  в контракте (договоре).

Особенно «плодотворным» в сфере принятия государственных  управленческих решений по развитию малого бизнеса в Беларуси можно  назвать 2008 г. (его называют «антикризисным периодом»), на протяжении которого был принят целый ряд документов, которые снизили регуляторную нагрузку на бизнес, сократили издержки и способствовали улучшению бизнес-климата в стране: Указы Президента Республики Беларусь № 1"Об упрощенной системе налогообложения», № 329 "О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания"; Указ № 113 позволил продавать предприятия, как имущественные комплексы, с нулевой или отрицательной стоимостью за одну базовую величину; Указ № 145 позволил платить и отчитываться по экологическому, земельному налогу и налогу на недвижимость ежеквартально; Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 снизил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24% и др.

Важную роль в решении  государственной задачи по поддержке  малого бизнеса имеют Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

С целью дебюрократизации деятельности государственных органов  и улучшению предпринимательского и инвестиционного климата в  стране Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 17 от 14 июля 2003г., определивший основные положения о  лицензировании отдельных видов  деятельности хозяйствующих субъектов. С 2010 г. процесс лицензирования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности» с дополнениями и изменениями от 2012 г.

В целом можно сказать, что за последние годы в республике была проделана значительная работа по либерализации условий осуществления  экономической деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных  органов в деятельность субъектов  хозяйствования, упразднению необоснованных административных барьеров для развития бизнеса.

В настоящее время в  республике создана и действует  сеть субъектов инфраструктуры поддержки  малого и среднего предпринимательства. В2012 г. в республике действовали 76 центров  поддержки предпринимательства (ЦПП) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (ИМБ). В 2011 г. в республике действовали 53 ЦПП и 10 ИМБ. Доля субъектов инфраструктуры (26 ЦПП и 1 ИМБ), действующих в малых, средних городских поселениях и  сельской местности, возросла по сравнению  с 2010 г. (12 ЦПП или 22,6%) и составила 29,6% от общего количества центров [27].

Из действующих в республике субъектов инфраструктуры 75% являются организациями частной формы  собственности, 16% – коммунальной, 9% - республиканской.

ЦПП оказывают субъектам  предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело, информационные и  консультационные услуги по организации  и ведению предпринимательской  деятельности, содействуют в получении  финансовых и материально-технических  ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции  на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

ИМБ действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Микро- и малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрении в производство современных технологий и др. Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе. В приоритетном порядке здесь получают место те из них, которые осуществляют производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряют новые технологии.

Согласно Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 148-З "О поддержке  малого и среднего предпринимательства" наряду с субъектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центры поддержки предпринимательства  и инкубаторы малого предпринимательства) выделены иные организации, осуществляющие поддержку субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, к которым  отнесены Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов  малого и среднего предпринимательства.

БФФПП был создан в 1992 г. Основной целью создания и деятельности БФФПП  стало финансовое обеспечение государственной  политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства осуществляется данным фондом за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства. На поддержку малого предпринимательства направляются также доходы от деятельности БФФПП после уплаты им налогов.

В частности, в настоящее  время государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных  в программах государственной поддержки  малого предпринимательства, оказывается  субъектам малого предпринимательства  путем предоставления БФФПП:

- финансовых средств на  возвратной возмездной или безвозмездной  основе;

- имущества на условиях  финансовой аренды (лизинга);

- гарантий по льготным  кредитам, в том числе микрокредитам,  предоставляемым банками Республики  Беларусь.

Однако в настоящее  время существует мнение, что в  значительной мере БФФПП дублирует  банковскую деятельность (кредиты предоставляются  на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. Имеют место ограничения по сумме поддержки и срокам ее предоставления, которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей достаточно невысокая, что требует в дальнейшем принятия соответствующих мер, направленных на совершенствование работы данного фонда.

Государство в рамках Государственной  программы содействия занятости  населения создает необходимые  условия и возможности безработным  гражданам для раскрытия предпринимательских  способностей. Многие предприниматели, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты.

Если в 2010 г. 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения, то в 2011 г. выделено более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.

В целях повышения профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 г., проводится республиканский  конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года».

Начиная с 2010 года в республике разрабатываются Программы государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  сроком на три года с учетом прогнозов  и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов  и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

В настоящее время выполняется  Государственная программа поддержки  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь на 2013-2015 годы, направленная на усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам развития малого предпринимательства, финансово-кредитной поддержки, создания инфраструктуры поддержки предпринимательства, консультационных, информационных и иных систем, создания условий для привлечения к занятию предпринимательской деятельностью социально незащищенных категорий населения - инвалидов, женщин, молодежи, безработных. Кроме того, в настоящее время вопросы развития малого и среднего предпринимательства включены в такие государственные программы, как Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы; Программа содействия занятости населения (принимается ежегодно) и др.

Как показывает анализ этапов становления и развития малого бизнеса  в республике к настоящему времени проведена значительная работа по созданию благоприятных условий для ведения своего бизнеса. Прежде всего, разработана и с каждым годом дорабатывается нормативная правовая база в данной области: дано определение малому предприятию и критерии отнесения к нему, нормативно закреплены правила создания, регистрации и ликвидации предприятия, лицензирования деятельности, налогообложения и т.д.

В республике создана и  действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства. Правительство в рамках государственных программ создает необходимые условия для развития малого бизнеса: переобучение безработных при центрах занятости с целью открытия своего бизнеса, выдача субсидий, ссуд, льготные государственные кредиты и т.д.

3 Анализ эффективности  функционирования малых предприятий

 

 

3.1 Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,

их проблемы

 

Согласно информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на декабрь 2012 г. в стране состояло на учете 126 855 субъекта малого предпринимательства – юридических  лиц. Численность индивидуальных предпринимателей составляла 257 328 человека.

Растет и численность  микро- организаций. Так, за период 2009 – 2011гг. количество микроорганизаций увеличилось  на 18,1%, количество малых предприятий  уменьшилось за аналогичный период на 4,3 % (рисунок 2.1.1).

Рисунок 2.1.1 – Количество микро и малых организаций, 2009-2011гг.

Удельный вес микро– и  малых организаций в основных экономических показателях работы организаций республики  представлен  в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1 - Удельный вес микро- и  малых организаций в основных экономических показателях, %

 

2009г.

2010г.

2011г.

Микро-органицации

Малые организации

Микро-органицации

Малые организации

Микро-органицации

Малые организации

ВВП

3,9

7,5

4,4

8,0

5,4

10,3

Объем производства продукции (работ, услуг).

3,7

8,3

4,0

8,5

4,7

10,4

Объем промышленного производства.

1,9

7,2

4,1

14,3

1,9

9,9

Выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

10,4

18,5

10,8

17,2

8,9

20,5

Экспорт товаров

1,9

32,4

2,5

36,4

2,1

31,8

Импорт товаров.

8,5

19,1

10,8

19,2

7,7

18,1

Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования