Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат

Описание

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ_Малые предприятия в Республике Беларусь.docx

— 117.10 Кб (Скачать документ)

- представительства и  филиалы – обособленные подразделения  юридического лица, расположенные  вне места его нахождения, совершающие  от его имени сделки и иные  юридические действия. Они не  являются юридическими лицами, должны  быть указаны в уставе юридического  лица.

3. По организационно-правовому  статусу:

- индивидуальные предприниматели  (гражданин, зарегистрированный  в качестве индивидуального предпринимателя,  в данной стране либо за  ее пределами, изъявляющий заниматься  коммерческой деятельностью, который  отвечает по своим обязательствам  всем принадлежащим его имуществом, при этом он принимает общие  правила гражданского законодательства);

- юридические лица (организации,  которые обладают обособленным  имуществом, могут от своего имени  приобретать имущественные и  личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцами  и ответчиками в суде, арбитраже  или третейском суде. Для юридического  лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое  подтверждается наличием устава  и государственной регистрации  юридического лица; имущественная  обособленность, которая подтверждается  наличием самостоятельного баланса;  участие в гражданско-правовых  отношениях от своего имени,  что обуславливает самостоятельную  гражданско-правовую ответственность  и дает возможность быть истцом  и ответчиком в суде):

  • общество с ограниченной ответственностью(ООО)-является учрежденное двумя и более лицами общества, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
  • общество с дополнительной ответственность(ОДО) –является учрежденное двумя или более лицами общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров;
  • акционерное общество (АО) – общество, уставной фонд которого разделен на определенное число акций  (закрытое и открытое);
  • унитарное предприятие (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

По форме собственности  различают следующие формы предпринимательской  деятельности:

  • частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
  • коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
  • контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

В соответствии с формами  собственности в малом бизнесе  могут действовать следующие  предприятия: государственные, коллективные, частные, совместные, смешанные и  иностранные [6].

Таким образом, предпринимательство - это особая форма экономической  активности, основанная на инновационном  самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание  своей значимости как личности. В  основе эффекта предпринимательства  лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего  все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.

Одной из важнейших форм предпринимательства в развитии рыночной экономики (особенно, в условиях переходного периода) выступает  малый бизнес (малое предприятие) – как возможность одновременной  реализации государственных интересов  по поиску инвесторов и обеспечении  занятости своего населения, так  и личных – по удовлетворению потребностей в достижении определенного уровня финансового и морального благополучия.

 

 

1.2 Зарубежный опыт функционирования  малых предприятий

 

Малые предприятия сегодня  стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах Европейского союза (ЕС) на их долю приходится 63 - 67% ВВП  и свыше 70% работающего населения, в США - 50-52 и 54%, в Японии - 78%, соответственно [6]. При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса и способы государственной поддержки развития малых предприятий.

В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость  работоспособного населения на уровне 37%. Значительное их количество (до 50 % общей  численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС.

Около 1 млн. малых предприятий (10-49 человек работающих) в странах ЕС предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11% общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45% работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25% общего оборота.

Средние предприятия, на которых  работает от 50 до 249 работников, составляют около 1% общего числа хозяйствующих  субъектов ЕС (около 11% всех задействованных  в экономике) и дают пятую часть  общего оборота. Средний размер предприятия  данного класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих  мест. Их общее количество - 0,2% числа  всех предприятий ЕС, на которых  работает примерно 40% запятых в странах - членах ЕС, они производят треть  общего оборота [6].

Существуют некоторые  различия между странами - членами  ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия  намного меньше по размерам, чем  в среднем по ЕС (6 служащих). В  остальных странах в среднем  предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь  в виду, что сектор малого предпринимательства  в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий  через год остается около 50 %, через 3 года - 7 – 8%, через 5 лет - не более 3%. Но, тем не менее, общее число малых  предприятий в развитых странах  мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря особенностям государственного управления.

В странах ЕС на государственном  уровне разрабатываются и реализуются  множество программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Так, например, только в Германии реализуются  следующие программы поддержки  и развития малого и среднего бизнеса: «Концепция развития научно-технической  политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; «Стимулирование сбережений для  открытия собственного бизнеса». С  помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для  открытия своего дела с применением  проектов «start-up».

Следует отметить, что республиканские  программы развития малого предпринимательства, основанные на европейских программах, распространяются на многие страны Европы, такие как Германия, Франция, Великобритания и др.

Наряду со значительной государственной  поддержкой развития малого бизнеса  в большинстве стран ЕС имеются  частные институты поддержки:

- торговые палаты, действующие,  главным образом, в области  тренинга и обучения, технологического  консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации  между предприятиями;

-финансовые учреждения (банки,  общества венчурного капитала, строительные  общества), обеспечивающие доступ  малому и среднему бизнесу  к капиталу и финансированию;

-частные консультационные  и юридические фирмы, осуществляющие  консультирование менеджмента и  администрации, технологическое,  маркетинговое консультирование  и др.

Характерной чертой политики стран ЕС в отношении малого бизнеса  является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:

-страны, где формирование  политики осуществляется главным  образом на уровне правительства,  как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах,  Португалии и Великобритании. В  этих странах только правительство  имеет законодательную власть  в области выработки стратегии  и мер поддержки малого бизнеса;

-страны, где регионы обладают  властными полномочиями при формировании  независимой политики в отношении  малого и среднего бизнеса.  Это имеет место в Бельгии,  Франции, Германии, Италии и Испании,  где и центральные, и региональные  власти могут вырабатывать правовые  условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая  политика, регулирование занятости,  защита окружающей среды, остаются  в сфере полномочий центрального  правительства.

Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого бизнеса:

-административная и регулирующая  бизнес-среда - упрощение системы  налогообложения, сокращение статистической  и налоговой отчетности, упрощение  порядка получения лицензий и  др. Большинство стран создали  комитеты по анализу ситуации  в этой области и выработке  мер по снижению административного  бремени. В результате во Франции,  например, были упрощены финансовые  декларации и сокращено их  количество. В Греции сокращено  количество лицензий на осуществление  инвестиций и их выдача сосредоточена  в одном учреждении. В Италии  количество лицензируемых видов  деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование  ежегодной ревизии малых предприятий;

-финансовые условия - в основном применяются такие  меры государственной поддержки,  как предоставление гарантий  займов, используемых для модернизации  оборудования, либо расширения производства  с увеличением численности занятых;

-формирование специальных  резервов поддержки малого и  среднего бизнеса, а также применение  фискальных льгот и дотаций.  Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют  обеспечению гарантий займа. В  Германии в соответствии с  региональной программой «Возрождение  Европы» сформирован специальный  бюджетный фонд, средства которого  перечисляются частным специализированным  банкам и затем используются  на долгосрочное инвестиционное  кредитование мелких фирм по  льготным процентным ставкам. 

В Бельгии, Франции, Нидерландах  применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса  рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию  возможных убытков венчурных  фондов. Кроме этого, особо стимулируется  вложение средств в основные фонды  малого и среднего предпринимательства.

ЕС также оказывает  поддержку странам, которые не могут  выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским  уровнем.

С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий  применяется практика субсидированных  тренингов (Германия, Ирландия) или  предоставления льгот при осуществлении  программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных  бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).

Малому бизнесу принадлежит  ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США –  это почти 23 млн. малых предприятий  и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80% новых  рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США  и производят 52% ВВП страны [3].

Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной  поддержке со стороны государства  в самых разных областях. Государственным  органом, осуществляющим администрирование  и координацию всех направлений  поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное  в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др.

Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования