Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:23, реферат

Описание

В настоящее время в республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение малых предприятий ……………………………………...5
Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
Особенности создания и функционирования малых предприятий
в Республике Беларусь ………………………………………………...........15
2.1 Становление и развитие малого предпринимательства в Беларуси ………..15
2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18
Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,
их проблемы …………………………………………………………………23
Предложения по формированию благоприятных условий развития
малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26
Заключение …………………………………………………………………………31
Список использованных источников …………………

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВОЕ_Малые предприятия в Республике Беларусь.docx

— 117.10 Кб (Скачать документ)

Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1 Сущность и значение  малых предприятий ……………………………………...5

    1. Понятие, сущность и признаки малого предприятия ……………………5
    2. Зарубежный опыт функционирования малых предприятий ………………9
  1. Особенности создания и функционирования малых предприятий

в Республике Беларусь ………………………………………………...........15

2.1 Становление и развитие  малого предпринимательства в  Беларуси ………..15

2.2 Система государственной поддержки малых предприятий в Беларуси …...18

  1. Анализ эффективности функционирования малых предприятий ……..23
    1. Анализ деятельности малых предприятий в Республике Беларуси,

их проблемы …………………………………………………………………23

    1. Предложения по формированию благоприятных условий развития

малых предприятий в Республике Беларусь ………………………………26

Заключение …………………………………………………………………………31

Список использованных источников ……………………………………………..33

Введение

 

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как  известно, обостряется, когда они  рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и  т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и  от других производителей. Это как  раз и создает условия для  возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в  сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для  того, чтобы процветать, развиваться.

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и  весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический  рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых  дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает  большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым  предпринимательством.

Наконец, развитие малого бизнеса  необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для  рыночной экономики в целом.

В Республике Беларусь процесс  перехода к рыночной экономике также  характеризуется созданием микро- и малых предприятий, ростом заинтересованности населения страны в самореализации и самообеспечении себя и членов своей семьи в должном уровне и качестве жизни.

В настоящее время в  республике приняты законодательные акты о предпринимательской деятельности, кооперации, приватизации, демонополизации развитии малого бизнеса и т.д. Однако экономические перемены происходят непросто. Настоящий рынок еще не сложился: недостаточно проработанное законодательство, нехватка знаний и умений многих бизнесменов для работы в новых условиях, отсутствие достаточных условий и заинтересованность людей в деловой (хозяйственной) активности. Поэтому несомненную актуальность приобретает исследование вопросов развития малого бизнеса в Беларуси, изучение зарубежного опыта и возможности применения данного опыта в нашей стране.

В ходе написания работы перед автором были поставлены следующие  задачи:

изучить особенности ведения, виды, формы, факторы, определяющие условия  развития малых предприятий;

изучить опыт функционирования малого бизнеса в странах ближнего и дальнего зарубежья;

проанализировать и выявить  особенности развития малых предприятий  в Республике Беларусь;

выработать предложения  по повышению эффективности их деятельности.

Информационной базой  исследований послужили труды отечественных  и зарубежных ученых; материалы и  сборники Национального статистического  комитета Республики Беларусь, публикации.

1 Сущность и значение  малых предприятий

 

 

1.1 Понятие, сущность и признаки малого предприятия

 

Первые признаки предпринимателя  были сформулированы еще А.Смитом в  XVIII в. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. [7].

С течением времени такого рода деятельность видоизменилась, возникали  новые формы и субъекты предпринимательства, что требовало соответствующего научного объяснения.

В настоящее время под  предпринимательской деятельностью  понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск экономическую деятельность, направленную на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Предпринимательство возникает  при наличии двух взаимосвязанных  обстоятельств: экономической свободы  и частной инициативы в сочетании  с умением организовать процесс  хозяйственной деятельности. Главным  требованием здесь выдвигается  свобода человека, а также автономия  принятия управленческих решений с  целью оптимизации и повышения  результативности работы.

Таким образом, цель предпринимательства  сводится к извлечению дохода через  производство и поставку на рынок  товаров, работ или услуг, а также  к общественному признанию, осознанию  своей значимости как личности.

В системе рыночных отношений  малый бизнес выступает как форма  предпринимательской деятельности и является важнейшим элементом, без которого не может гармонично развиваться любое государство.

Малое предприятие - это небольшое  предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объёме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой  и реализуемой продукции. К малым  относят производственные, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия  розничной торговли, сферы услуг [7].

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых  на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первоочередным критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Так, в странах ЕС критерии для малых и средних предприятий:

-средние предприятия  - до 250 человек работающих, годовой  оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

-малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн.  евро, баланс - до 5 млн. евро;

-микропредприятия - до 10 человек  работающих [6].

В соответствии с Федеральным  Законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства  понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность  работников за отчетный период не превышает  следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек [2].

Особое значение малый  бизнес имеет в условиях переходной экономики, который, по существу, наряду с приватизацией является фундаментом, на котором вырастает негосударственный  сектор экономики и институты  рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых  инвестиций и гарантирующие высокую  скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка  потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Наряду с достоинствами  малому бизнесу присущи и некоторые  недостатки. Это:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Однако некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться  его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет  решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

В малом бизнесе различают  следующие виды предпринимательской  деятельности:

1.Государственное предпринимательство;

2.Частное предпринимательство:

- индивидуальное;

- коллективное: без образования  юридического лица; с образованием  юридического лица;

- институциональное.

Субъекты малого предпринимательства  могут быть разделены на несколько  основных групп:

1. По основной цели  деятельности: коммерческие и не  коммерческие.

2. По степени самостоятельности  в принятии решений:

- самостоятельные хозяйствующие  субъекты:

  • физические лица (граждане, которые могут быть участниками создания хозяйственных обществ, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ);
  • юридические лица: наделенные правом собственности на имущество; не наделенные правом собственности на имущество;
  • хозяйствующие группы – объединения юридических лиц.

- дочерние и зависимые  юридические лица – общество  либо товарищество, в котором  другие юридические лица в  силу преобладающего участия  в уставном фонде либо в  соответствии с договором имеет  возможность определять решения,  принимаемые данным юридическим  лицом; по «зависимым» решениям  основное юридическое лицо несет  солидарную ответственность;

Информация о работе Малые предприятия в Республике Беларусь, эффективность их функционирования