Малое предпринимательство в общественном питании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности малых предприятий и их место в экономике России.
Задачи курсовой работы:
 изучить теоретические аспекты малого бизнеса;
 определить сущность и особенности малого предпринимательства;
 раскрыть преимущества и проблемы малого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ…………………………………………………………5
1.1 Сущность и особенности малого предпринимательства…………………5
1.2. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике…………10
1.3. Организационно-правовые формы малых предприятий в России……...15
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РОССИИ ………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИГРУНЁВ.docx

— 44.47 Кб (Скачать документ)

           Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной  экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например,  в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок  ежегодно.

           В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты  два  комитета. Во  главе  стоит  Администрация по делам малого бизнеса.  В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации -  поддержка  малого  бизнеса  на государственном уровне.

          В Японии,  где  особенно  высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

         Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является  налоговая политика государства.

        Суть налоговой политики  заключается  в  поэтапном  уменьшении предельных ставок  налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой  базе  и  широкой  сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс.  долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс.  долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка -  34  процента.

         Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции.  Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых  изделий. 

       Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию,  следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

         В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому  бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

         Можно указать на четыре недостатка правительственной  программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

        Первый фундаментальный недостаток - это сверхвысокие  налоговые ставки  с  предпринимателей  и  населения,  которыми правительство пытается обеспечить  финансовую  сбалансированность  и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В  результате  малые  предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

         Второй фундаментальный  недостаток  реформы  связан  с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики -  попытка  обеспечить  переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя.  Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к  централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

         Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте.  Существует три источника капитала,  необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.  Первый источник (400-500 млрд.  рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз.  Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков,  вкладывать деньги в  малый  бизнес  из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень  -10 тыс. рублей.  Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это  будет  маленькое  единовременное  социальное пособие. Недостаток  финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения  у  государства  -  могут  подтолкнуть  малые предприятия к  контактам  с  теневой  экономикой  и  мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

           Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.  С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ.

          Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуюто крайней огранничености возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается  не на малый лишь,  но и на средний и крупный бизнес.

        Очень часто  предприятия  создаются  на  базе старых государственных предприятий.  Например,  в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита.

         В итоге,  количество кафе  не  увеличилось,  а  цены  поднялись достаточно высоко.  Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии,  а к новым формам его проявления. Государственные  научно-исследовательские  и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись  в  предприятия,  сами решают какие заказы делать как государственной предприятие,  а какие как фирма,  по более высоким ценам.

          Эти основные недостатки,  да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс  образования  малых  предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991  году,  в  1992  году  фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного  предприятия в производственной сфере".  Для сравнения,  в развитой рыночной экономике  процесс  образования новых  фирм  идет  нарастающим потоком.  Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс.,а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн.  деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

         Сложившаяся экономическая  обстановка  подрывает   стимулы   к предпринимательской  деятельности,  которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно.  Должна  быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ,  могут  привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

 

 

1.3.     Организационно-правовые формы малых предприятий в России

 

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, действующим с начала 1995 г., в стране могут создаваться следующие организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности:

    • хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное);
    • хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество(АО), дочерние и зависимые общества;
    • производственные кооперативы;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия. [9, стр. 345-346]

Хозяйственные товарищества. Полным является товарищество, участники которого заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников. Полному товариществу не требуется устав, оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре указываются наименование товарищества, его местонахождение, порядок управления деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого участника, сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Для определения размера налогов каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Смешанное (коммандитное) товарищество (товарищество на вере). Это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются один или несколько участников (вкладчиков или коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава, оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

Хозяйственные общества. Общество с ограниченной ответственностью – это учреждённое одним или несколькими лицами обществ, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определённых размеров. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество  с дополнительной ответственностью – это учреждённое одним или несколькими лицами обществ, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определённых размеров. Участники такого общества солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Широко  распространенной формой предпринимательства  в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и  закрытыми. Участники открытого акционерного общества (ОАО) могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое ОАО может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами. Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерных обществ служит устав, утвержденный учредителями. B нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.

Дочерним  обществом признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.

Несколько иной экономический статус имеет  зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций АО, или 20% уставного капитала ООО.

Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий  являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении их имущественных паевых взносов. Сферой деятельности такого кооператива помимо производства могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные  и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.

В форме  унитарных могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. Имущество таких предприятий  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 

 

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В РОССИИ

 

Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.  

Информация о работе Малое предпринимательство в общественном питании