Контрольная работа по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Описание

1. Правовой статус индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
2. Понятие, особенности, структура, методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Задача. Векселедержатель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с векселедателя простого векселя вексельной суммы и процентов, начисленных на нее.
Поскольку в ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил дефект формы векселя, истец заявил ходатайство об изменении основания иска и просил взыскать сумму долга по договору займа. При этом истец представил доказательства, подтверждающие факт передачи ответчику денежных средств на условиях договора займа. Из представленных истцом документов следовало, что вексель ответчика выдан в подтверждение обязательства выплатить по наступлении обусловленного срока полученные взаймы денежные суммы.
Подлежит ли удовлетворению требование векселедержателя? Какие нормы права подлежат применению при рассмотрении спора? Возможно ли рассмотрение векселя в качестве долговой расписки?

Работа состоит из  1 файл

Наше РПП готов.docx

— 56.29 Кб (Скачать документ)

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский Государственный  Университет 

Технологий и Управления

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Российское предпринимательское  право»

Вариант 9

Исполнитель:     слушатель заочной формы обучения набор 2011 г.

МАНИЛОВ МАКСИМ БАИРОВИЧ /                            /

 

 

Руководитель: _________________________

Оценка: __________________

Дата: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013     

Вариант 9

  1. Правовой статус индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
  2. Понятие, особенности, структура, методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
  3. Задача. Векселедержатель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с векселедателя простого векселя вексельной суммы и процентов, начисленных на нее.

Поскольку в ходе рассмотрения дела арбитражный суд установил дефект формы векселя, истец заявил ходатайство  об изменении основания иска и просил взыскать сумму долга по договору займа. При этом истец представил доказательства, подтверждающие факт передачи ответчику денежных средств на условиях договора займа. Из представленных истцом документов следовало, что вексель ответчика выдан в подтверждение обязательства выплатить по наступлении обусловленного срока полученные взаймы денежные суммы.

Подлежит ли удовлетворению требование векселедержателя? Какие  нормы права подлежат применению при рассмотрении спора? Возможно ли рассмотрение векселя в качестве долговой расписки?

 

 

Ответы на вопросы.

 

  1. В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - КФХ) создавались как хозяйствующие субъекты с правами юридического лица.

С принятием  нового закона, регулирующего деятельность КФХ, для осуществления предпринимательской  деятельности фермерскому хозяйству  не требуется регистрация в качестве юридического лица (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ)).

Согласно  п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с  момента государственной регистрации  крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства  РФ от 16.10.2003 N 630 государственная регистрация  крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для  государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Что касается крестьянских фермерских хозяйств, зарегистрированных как "хозяйствующие субъекты с  правами юридического лица" (то есть в соответствии с Законом РСФСР  от 22.11.1990 N 348-I), они вправе сохранить  статус юридического лица, но лишь до 1 января 2013 года (п. 3 ст. 23 Закона N 74-ФЗ). Соответственно, к указанному сроку  КФХ обязаны перерегистрироваться и изменить свой правовой статус.

Как разъяснено в п. 6.2 письма ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации  в связи с ликвидацией юридических  лиц", приведение правового статуса  КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ означает лишь исключение сведений о крестьянском (фермерском) хозяйстве  из Единого государственного реестра  юридических лиц в связи с  включением в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте предпринимательской  деятельности. При этом изменение  правового статуса КФХ не изменяет и не прекращает его права и  обязанности (смотрите также постановление  ФАС Уральского округа от 07.05.2010 N Ф09-3213/10-С5). Таким образом, за крестьянским (фермерским) хозяйством остается весь комплекс прав и обязанностей как в случае универсального правопреемства.

Для изменения  правого статуса крестьянского (фермерского) хозяйства главе КФХ необходимо в срок до 1 января 2013 г. обратиться в  регистрирующий (налоговый) орган по месту своего жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)), представив заявление по форме N Р27002, утвержденной приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664. Подпись главы КФХ на указанном заявлении должна быть удостоверена нотариально. К заявлению следует приложить документы, перечисленные в листе В формы N Р27002.

На основании  Заявления по форме N Р27002 регистрирующий (налоговый) орган по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства вносит запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) о КФХ, зарегистрированном до вступления в силу части первой ГК РФ, а также запись в ЕГРЮЛ  о прекращении КФХ.

В случае, если место жительства главы КФХ и  место нахождения КФХ, изменяющего  свой правовой статус, находятся на территориях, подведомственных разным регистрирующим (налоговым) органам, то лист В Заявления по форме N Р27002 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРИП записи о  КФХ, направляется по каналам связи  в регистрирующий (налоговый) орган  по месту нахождения КФХ для внесения записи о прекращении КФХ в  ЕГРЮЛ. Одновременно в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения КФХ направляется с сопроводительным письмом копия Заявления по форме N Р27002. Другими словами, информация передается внутри ведомства (между  налоговыми органами) без участия  главы КФХ.

Налоговые органы обязаны произвести регистрацию  в течение пяти дней с момента  подачи документов в регистрирующий орган и выдать "Свидетельство  о внесении в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по форме Р67002 (приложение N 9 к приказу  МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664).

Кроме того, в силу п. 23 Правил ведения Единого  государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, регистрирующий (налоговый) орган в срок не более 5 рабочих  дней с момента государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  и (или) внесения изменений в государственный  реестр бесплатно представляет сведения об индивидуальном предпринимателе (предусмотренные  в приложении N 2 к указанным Правилам) в территориальные органы Пенсионного  фонда РФ, региональные отделения  ФСС России, территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  и территориальные органы Федеральной  службы государственной статистики.

В настоящее  время в сфере предпринимательства  действует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств: 1) крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные на основании Закона РСФСР “О крестьянских (фермерских) хозяйствах” от 22 ноября 1990 г., до введения в действие первой части ГК РФ; 2) крестьянские (фермерские) хозяйства, образованные после введения в действие первой части ГК РФ. Крестьянские (фермерские) хозяйства первого типа признаются юридическими лицами, независимо от того, что подобная организационно-правовая форма не предусмотрена действующим  законодательством. ФЗ РФ “О введении в действие части первой ГК РФ”  не содержит каких-либо сроков для их преобразования в соответствие с  действующим законодательством. На это обращено внимание в письме Минюста  РФ от 30 апреля 1999 года № 3422-СЮ, где сказано, что федеральным законодательством  “не установлены предельные сроки  для приведения правового статуса  крестьянских (фермерских) хозяйств в  соответствие с положениями ГК РФ”.

Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее –  КФХ) второго типа не являются юридическими лицами. Совместным Постановлением Пленума  Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.95. № 2/1 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой ГК РФ” (п. 9) указано следующее: “Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Вместе с тем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ), и соответственно к его предпринимательской деятельности применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений”. Из этого следует, что субъектом предпринимательской деятельности является глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Само КФХ второго типа не является субъектом предпринимательской деятельности.

Однако, крестьянские (фермерские) хозяйства  независимо от даты их образования  в учебной литературе по аграрному  праву относят к коммерческим организациям и рассматривают как  обособленные формирования. КФХ производят, перерабатывают, реализуют сельскохозяйственную продукцию, вступают в различные  правоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности именно от лица крестьянского (фермерского) хозяйства. Этому способствует отчасти  и то, что крестьянские (фермерские) хозяйства продолжают создаваться  и регистрироваться в качестве таковых. Регистрация сама по себе не влечет признания крестьянского (фермерского) хозяйства субъектом предпринимательства. Созданные после 1 января 1995 года, и, не являясь де-юре субъектом предпринимательской  деятельности, крестьянские (фермерские) хозяйства от своего имени де-факто  занимается таковой. И такое положение  дел, как ни странно, не настораживает  иных участников предпринимательской  деятельности. Попытки привлечь в  качестве ответчика само крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное после вступления в действие части  первой ГК РФ, для многих оборачивались  неудачей. Судебные органы четко следуют  “букве закона” и привлекают в  качестве надлежащих ответчиков только глав крестьянских (фермерских) хозяйств, обладающих статусом предпринимателя.

Все субъекты предпринимательской деятельности, будь то индивидуальные предприниматели (физические лица) или юридические  лица, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 24, ст. 56 ГК РФ). Ст. 24 Закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” устанавливает, что за нарушения договорных обязательств, кредитной, расчетной и налоговой  дисциплины, требований к качеству продукции, иных нарушений осуществления  хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную  ответственность, предусмотренную  действующим законодательством. Но поскольку крестьянское хозяйство  второго типа не является субъектом  предпринимательской деятельности, то и об его ответственности не может быть и речи. Глава крестьянского  хозяйства является предпринимателем, он может заниматься предпринимательской  деятельностью и нести полную имущественную ответственность. На первый взгляд может показаться, что  все встало на свои места. Наделение  главы крестьянского (фермерского) хозяйства статусом индивидуального  предпринимателя решает все проблемы. Однако не стоит забывать, что законодательством  предусматривается особый правовой режим имущества КФХ.

В соответствии со ст. 15 Закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” имущество крестьянского  хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности, если единогласным решением членов крестьянского  хозяйства не будет установлена  общая совместная собственность  на это имущество.

Принятый  в 1994 году ГК РФ либо по недоразумению, либо с умыслом, допущенным законодателем, предусматривает прямо противоположное  правило: имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между  ними не будет установлено иное.

Как видно, Закон и ГК РФ едины только в  одном, что имущество КФХ является общей собственностью его членов. Однако в законодательстве отсутствует  единая позиция, к какой разновидности  общей собственности относится  имущество КФХ. Какому правовому  акту в данной ситуации следует отдать предпочтение?

Возникает вопрос: является ли Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” действующим  правовым актом на сегодняшний день? Прямой отмены Закона в связи с  принятием нового ГК РФ не последовало. Можно ли утверждать, что произошла  фактическая отмена этого закона? Некоторые авторы отвечают положительно на этот вопрос либо склоняются к подобному  утверждению . Другие, напротив, считают, что Закон действует наряду с  ГК РФ . Какой точке зрения следует  отдать предпочтение? На мой взгляд, правильнее было бы говорить о Законе как о действующем правовом акте.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ “О введении в действие части первой ГК РФ” впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих  на территории РФ, в соответствии с  частью первой Кодекса законы и иные правовые акты РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части  первой Кодекса. До настоящего времени  в РФ не принят правовой акт, который  бы регулировал деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, что исключает  фактическую отмену Закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. Разумеется, те положения, которые на сегодняшний  день противоречат ГК РФ, не применяются, но в оставшейся части (надо отметить, что это большая часть) Закон  является действующим.

Является  ли положение ст. 15 Закона, регулирующим правовой режим собственности КФХ  противоречащим требованиям ГК РФ, либо специальным правилом по отношению  к общему, установленному ГК РФ. Полагаю, что ответить на этот вопрос однозначно нельзя.

Правило ст. 257 ГК РФ является по своему характеру  диспозитивным. Имущество признается общей совместной собственностью, если иное не предусмотрено законом или  договором между его членами. Что касается договора, то здесь все ясно: если нет договора, то имущество является общей совместной собственностью членов. Но что же делать с оговоркой: если иное не установлено законом? Норма ГК РФ отсылает к иному правовому акту. Таким актом вполне может быть Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Информация о работе Контрольная работа по "Предпринимательству"