Конкуренция и ее роль в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.91 Кб (Скачать документ)

Как и в случае издержек, введем понятия суммарного и среднего дохода (определение предельного дохода мы дали ранее):

- суммарный доход (TR) - общая сумма  поступлений от продажи всех единиц товара. Если продано q единиц товара по цене p руб. за единицу, то TR = q х р ;

- средний доход (AR) - доход, получаемый  за единицу проданной продукции. Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

Поскольку предельный доход (MR) определяется как сумма, полученная от реализации одной дополнительной единицы товара, то можно сделать вывод, что в  условиях абсолютно конкурентного  рынка MR также равняется цене товара.

Из вышесказанного следует: если поведение  отдельной фирмы не оказывает  воздействия на цену реализуемого ею товара, то для этой фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают. Они  представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне, соответствующем цене продаваемого товара. Если в условиях совершенной конкуренции цена равняется предельному доходу, то для максимизирующей свою прибыль фирмы (на основании универсального правила, цена должна равняться предельным издержками.

 

1.3 Функции конкуренции

 

 

Функция регулирования. Для того чтобы  устоять в борьбе, предприниматель  должен предлагать изделия, которые  предпочитает потребитель (суверенитет  потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя  конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли  (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет  распределять доход среди предприятий  и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это  отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области конкуренции  призвана заботиться о том, чтобы  конкуренция могла выполнять  свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области  конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении  изделий и процессов быстро  внедряется (инновация под давлением  конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций  конкурентам. В первую очередь это  зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько  динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом  оптимальной интенсивной конкуренции  благоприятные условия для нормального  функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга должна  быть соразмерной по цене и  другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами  товарные знаки и марки помогают  покупателю различать товары  по их происхождению и своеобразию,  а также судить о некоторых их качествах

 2    Модели рынка и их характерные черты

 

 

           В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

1 Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа -- объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

2 Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.

3 Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .

4 Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.

Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур. Чистая конкуренция представляет собой  рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители  продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в  состоянии контролировать рыночную цену.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это  означает, что все продавцы таких  товаров предлагают практически  одинаковый продукт; разница в потребительских  свойствах отсутствует. Поэтому  покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах - их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

а) многочисленность участников обмена - продавцов и покупателей;

б) тождественная, стандартизированная  продукция. Этому требованию могут  отвечать только простые товары, примеры  которых ранее были названы;

в) свободный доступ к рынкам новых  продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями  для входа новых субъектов  в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость  большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;

г) наличие полной информации у  участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать  примерно одинаковым объемом информации о рынке.

Эти условия в большинстве случаев  сегодня являются трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция -- это редкостный тип  конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной  конкуренции, где продавцы обладают определённым контролем над рыночной ценой.

4 Монополия

Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано  с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая  схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные  свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая  зубы", "журнал для деловой женщины", "шоколадный батончик - райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам монополистической  конкуренции можно отнести:

а) относительно большое число некрупных  производителей;

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих  в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

в) наличие у отдельного производителя  очень ограниченного контроля над  рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, - относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые  методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий  чистой конкуренции, связана с дифференциацией  продукта: конкуренты предлагают его  разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования  качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы  и т. д.;

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой  политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов  довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль  новых производителей. По сравнению  с чистой конкуренцией трудности  возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической  сложности не ставят непреодолимых  барьеров для проникновения в  отрасль новых конкурентов.

5 Олигополия

Существуют рынки, на которых, как  правило, действует относительно небольшое  количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где  число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять  в виде некоторого ориентира.

Олигополия - это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой  долей рынка какого-то товара или  услуги;

б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд  промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и  обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными  товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты - это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

в) сложность входа в отрасль  новых предприятие. Здесь уже  перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные  проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и  технологические сложности, и доступность  к важнейшим сырьевым ресурсам, и  большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов  позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" - при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" - при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры - по ценам, местам сбыта, объемам продаж - возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в предпринимательстве