Челночный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:23, доклад

Описание

Челночный бизнес – это особый вид международной торговли, получивший развитие в последние годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию внутренней торговли и благодаря не существовавшей ранее возможности выезда за рубеж.
Его сутью является импорт товаров широкого потребления для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой.

Работа состоит из  1 файл

ченочный бизнес.docx

— 19.71 Кб (Скачать документ)

Главные характеристики челночного бизнеса

Челночный бизнес – это особый вид международной  торговли, получивший развитие в последние  годы в России (а также в других странах бывшего Советского Союза) в ответ на недостаточную организацию  внутренней торговли и благодаря  не существовавшей ранее возможности  выезда за рубеж.

Его сутью  является импорт товаров широкого потребления  для последующей продажи этих товаров в розницу или мелким оптом на российском рынке, осуществляемый физическими лицами, которые к  тому же выезжают в зарубежные страны с туристической визой. Подобная деятельности охватывает широкий спектр товаров широкого потребления (одежду, обувь, электробытовые приборы, бижутерию  и т.д.). Другой ее характеристикой  является большая частота посещений  зарубежных стран. Действительно, челноки-профессионалы  осуществляют до 20 поездок в год.

Челноки не регистрируют свою деятельность в России в качестве юридических лиц (как  предприятия или фирмы), а получают лицензию на право ведения розничной торговли.

Близким к  челночной торговле вариантом являются так называемые “шоп-туры”, которые в рамках единой поездки за рубеж преследуют двойную цель: туризм и коммерцию. При том, что экономический смысл этих двух вариантов различен, на практике их трудно отличить. Кроме того, представители новой российской элиты (так называемые “новые русские”) во время пребывания в Милане или Париже могут потратить на приобретение одежды сумму, эквивалентную стоимости закупок профессиональных челноков.

История развития челночного бизнеса

Челночный бизнес зародился в самом конце 80-ых годов, когда были открыты границы для  частных поездок за рубеж. Возможность  выезжать за границу была встречена  с энтузиазмом, который, однако, сразу  же натолкнулся на ограниченность финансовых средств в распоряжении советских граждан. Отсюда родилась идея “коммерческого элемента”, чтобы оплатить свою поездку и немного заработать. Денежные средства “инвестировались” в относительно дешевые товары “Made in USSR” (электрические чайники, утюги, телевизоры и т.д.), которые затем перепродавались за границей, особенно в Польше. Вырученная валюта использовалась для закупки потребительских товаров, пользующихся широким спросом в бывшем Советском Союзе.

Первый же опыт показал, какие экономические  возможности дает этот вид торговли. Поэтому можно считать, что челночный  бизнес оформился в 1991-93 гг., когда  для растущего числа граждан  этот бизнес стал основным способом заработка. В условиях все более сложной  социально-экономической ситуации (в этот период валовый внутренний продукт в России сократился на более, чем 20%)люди самых разных процессий и разных социальных групп начали заниматься челночными операциями. Так, например, в него пришли те, кто покинул предприятия оборонного комплекса, оставшиеся без госзаказов и, следовательно, испытывающие финансовые трудности.

Первые челноки, так же как и российские покупатели, были неопытны и невзыскательны в  отношении качества товаров: они  привозили, в основном, дешевые товары соответствующего качества. Первые страны, “открытые” для челночного бизнеса  – Польша, Китай, Турция – полностью  соответствовали этим требованиям. Со временем ситуация изменилась: потребители  значительно повысили свои требования и к ассортименту, и к качеству товаров, Одновременно челноки расширили географию своих поездок, включив в нее западно-европейские страны, такие как Италия и Греция.

Можно говорить о том, что за первым этапом экспансивного  развития челночного бизнеса, характеризующимся  быстрым ростом количества импортируемых  товаров и высоким процентом  прибылей, последовал второй этап (продолжающийся и в настоящее время), который  можно определить как “укрепление  позиций”. Это этап характеризуется  процессом “цивилизации” челночного бизнеса, сопровождающимся укрупнением  отдельных его представителей и  улучшением общей организации, в  том числе касающейся реализацией  товаров (например, развитием вещевых  рынков). Кроме того, появилась специализация  челноков по группам товаров и/или  по странам, где производятся закупки. Эти изменения не затронули, однако, основных характеристик челночного бизнеса, и даже в случае наиболее организованных челноков, которых вполне можно отнести к разряду мелких оптовиков, сохраняется оперативность  и низкие затраты, лежащие в основе их конкурентоспособности по отношению  к традиционной торговле.

Экономика челночного бизнеса

Закупка товаров. Расходы на закупку товаров во время одной поездки варьируются  в незначительных пределах: начиная  от 2.000 долларов в случае мелкого  или начинающего свою деятельность челнока до среднего уровня, определяемого  в 10.000-20.000 долларов в случае уже организованного  челнока, имеющего одну или более  торговые точки. Представляется, что  максимальная сумма, предназначенная  для закупки товаров, достигает  уровня 50.000 долларов. Эта статья расходов также зависит от страны и от типа товаров, достигая более высокого уровня, например, при закупке одежды достаточно высокого качества в Италии.

Оборотный капитал. Первоначально необходимый для  челночной деятельности капитал  приравнивался к стоимости затрат на одну поездку. На заре челночного бизнеса  можно было отправиться в Турцию или Индию, имея 300 долларов. В настоящее  время эти цифры значительно  выросли как за счет увеличения некоторых  затрат, так и за счет более организованного  характера операций в целом. Предположив, что товар, приобретенный во время  только одной поездки может быть продан в течение одного месяца и  добавив 20% на нереализацию, затраты на управление (см.ниже) и т.д., необходимый оборотный капитал может быть оценен в 2.500-5.000 долларов США для мелкого челнока и в 75.000 долларов США для оптовика. Возросшая потребность в финансовых средствах смягчается наличием так называемого кредита со стороны поставщиков. Несмотря на кажущееся противоречие с неформальным характером этого бизнеса, некоторые челноки достигли достаточно высокого уровня доверительности в отношении своих поставщиков.

Затраты. Процесс  “цивилизации” челночного бизнеса  приводит к увеличению расходов по сравнению с начальным этапом. Кроме расходов на закупку товаров, основными затратными статьями челночного бизнеса являются: расходы на дорогу и проживание за рубежом, растаможивание, разгрузку, аренду торговой точки или места на рынке и ее обслуживание (например, места на вещевом рынке). К этим затратам необходимо добавить налоги, которые челноки платят не как субъекты внешнеторговой деятельности, а как физические лица, имеющие лицензию на розничную торговлю: т.е. налог на доход, являющийся прогрессивным, а также НДС. В конце параграфа приведен пример стандартных затрат челнока, базирующегося в Москве.

Прибыли. Как  любой новый вид предпринимательской  деятельности, характеризующийся повышенным риском (как известно, многие челноки  пострадали от неправильного выбора товара или подверглись изъятию партии товара на таможне), в начальный период челночный бизнес давал высокие прибыли, т.е. прибыли на уровне 100% и 200% считались вполне нормальными. В настоящее время возросшая конкуренция привела к значительному сокращению уровня прибыли. Так, в Москве для “обычных” товаров прибыли не превышает 50%. Это сокращение уровня прибыли в свою очередь повлияло на процесс дифференциации челноков, и особенно, на увеличение масштабов деятельности преуспевающей части.

Транспортировка товара и его реализация

Транспортировка. Одной из главных проблем, с которой сталкивается каждый представитель челночного бизнеса, является доставка груза в Россию. Если в первое время челноки перевозили закупленный товар как личный багаж, то с развитием бизнеса постепенно внедряются такие цивилизованные формы как карго-перевозчик, когда импортер только покупает товар, а его доставкой занимаются специализирующиеся на перевозках груза фирмы (грузоперевозчики). Естественно, пользование их услугами означает для челноков дополнительные расходы. Другой проблемой являются сложные отношения челноков с российской таможней. Во избежание конфликтов и споров, многие предпочитают заплатить за услуги фирмам, которые наряду с организацией шоп-туров обеспечивают растаможивание.

Реализация  товара. Продажа импортированных  челноками товаров, как правило, происходит на специальных рынках, на которых во многих случаях осуществляется как оптовая, так и розничная  торговля. Например, в Москве известны два “челночных” рынка, где кроме розничной ведется также оптовая торговля: Лужники и Покровский . Эти рынки также регулярно посещают коммерсанты из других регионов. С другой стороны, многие челноки из регионов, летающие через Москву, предпочитают перепродавать здесь свои товары, т.к. платежеспособный спрос выше, чем в других городах РФ.

Как для всех прочих участников торгового бизнеса, залогом успеха для челноков является их способность правильно “угадать”  товар в стране, где производятся закупки, быстро и гибко реагируя на спрос покупателей. Для этого  нужно хорошо знать как российский рынок (спрос), так и рынок страны, где товары закупаются (предложение). Поэтому в организациях челноков из разряда мелких оптовиков есть свои специалисты по маркетингу и  сбыту. Как правило, в настоящее  время челнок такого типа налаживает прямые отношения с фабриками, специализируясь  на закупке товаров в какой-либо одной стране, а в некоторых  случаях получает товар на реализацию.

Другой интересной характеристикой челночного бизнеса  является его связь с официально зарегистрированными оптовыми фирмами-импортерами. Например, когда челноку не удается  реализовать свой товар (товар “завис”), он обращается к оптовой фирме  с тем, чтобы взять товар на реализацию, используя таким образом свою торговую точку. Официальные фирмы-импортеры, со своей стороны, иногда используют челноков для неформальной проверки реакции рынка на новый товар.


Информация о работе Челночный бизнес