Жизнь и философия Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе описывается вначале жизненный путь великого философа, ибо невозможно в полной мере оценить и понять его взгляды, не узнав о его жизни, а затем вкратце разбирается его произведение "Утопия" и приведены некоторые споры других философов на его работу.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1) Жизнь Томаса Мора
2) Философия Томаса Мора («Утопия»)
3) Спор о Томасе Море и его идеях
III. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат Т Мор.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Столкновение Мора с Генрихом VIII, окончившееся гибелью Мора, произошло на почве реформации. Никакие репрессии правительства не могли помешать проникновению в Англию идей реформации. Весь ход исторического развития Англии толкал страну на разрыв с папством. Новое дворянство и буржуазия были кровно заинтересованы в создании более дешевой национальной церкви. Особенно крупные выгоды в случае победы реформации в Англии сулила им предстоящая возможность захвата церковных имуществ. Под давлением этих веяний и сам Генрих VIII решился пойти на разрыв с папой, обещавший ему, будущему главе английской церкви, немалые выгоды не только политические, но и материальные: возможность конфисковать богатства церкви. Поводом для разрыва с папой явилось королевское дело о разводе. Король собирался развестись со своей первой женой Екатериной Арагонской, для того чтобы иметь возможность жениться на красивой фрейлине королевы - Анне Болейн. Чтобы развод считался законным, его должен был утвердить сам папа. Однако папа не хотел, да и не мог этого сделать. Король обратился за помощью к университетам Оксфорда, Кембриджа, Парижа, Орлеана, Болоньи, Падуи и другим и за деньги добился от них письменных подтверждений "законности" королевского развода. Естественно, что Генрих VIII нуждался в поддержке канцлера Мора. Но надежды короля оказались напрасны. Мор не захотел кривить душой и защищать фальшивые доводы короля против Екатерины Арагонской.

Не вдаваясь в подробности их конфликта, «борьба» между Генрихом VIII и Мором продолжалась ещё три с небольшим года, и 6 июля 1935 года Мор был казнён. Хочется только привести цитату из суда, который постановил этому великому человеку приговор: «Вернуть его при содействии констебля... в Тауэр. Оттуда влачить По земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы замучить до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, оскопить, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать

его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову

выставить на лондонском мосту»1. Но король всё-таки король «милостиво» сменил это наказание на отсечение головы.

Философия Томаса Мора («Утопия»)

Повествование в ней ведется от имени вымышленного автором

путешественника Рафаила Готлодея, что сообщило книге дополнительный литературный успех в эпоху географических открытий и путешествий. Именно

такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором  и  обозначавшее  буквально "место, которого нет" (сам он переводил

1 - И.Н.Осиновский. «Томас Мор» стр.41

такой страной и была объявлена здесь Утопия - греческое слово, образованное Мором  и  обозначавшее  буквально "место, которого нет" (сам он переводил название этой страны  как «Нигдея»).

Книга состоит из двух частей. Вторая, большая из них и написанная сначала, излагает утопийский образ жизни, в то время как первая часть, написанная  после  второй, дает прежде всего весьма критическое описание современной Англии.

Гуманистическое мировоззрение Мора привело его к выводам большой социальной остроты и значимости,  особенно  в первой части этого произведения. Проницательность  автора  отнюдь не ограничивалась  констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только Англии, но и "всех государств", они не представляют собой ничего, кроме

некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих

о своих выгодах. Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное

направление  проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи этого произведения констатировали не только прямые , но и косвенные ссылки на тексты и идеи Библии (прежде  всего  евангельские),  в  особенности же античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство". Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в

"Утопии" долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли, написанную древнегреческим философом, произведения, существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.

Если ли не самую характерную, определяющую черту социально-философской доктрины, лежащую в основе "Утопии", составляет антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и

сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование             народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.

Мор был убежден, что от правителя распространяется на весь народ все доброе и злое. Таким полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии.

В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его жителей. Ее отсутствие в особенности подчеркнуто тем, что здесь нет денег, не играющих никакой роли в его экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь изготовлялись ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжелые и мучительные оковы на тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так великий гуманист выразил свое отвращение ко все возрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже практически в любую эпоху. Единственное употребление золота, без чего не может обойтись утопийское государство, - это его применение во внешних сношениях и тем более во время войн, которые  утопийцы вынуждены вести с соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью. Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать следствием простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости ее организации как непременного  условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Мора первым представителем утопического коммунизма, т.к. отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопическое общество социально однородным. В "Утопии" в первую очередь речь идет о физическом труде, что естественно для данной эпохи. Мор подчеркивает необходимость труда ремесленников и земледельцев для жизни любого государства и вместе с тем указывает на обычное  отсутствие  у  государственных руководителей заботы о тех, кто исполняет различные разновидности такого труда, не испытывая к  ним  никакого интереса в следствии утраты ими по возрастным и другим причинам способности к трудовой деятельности. Великий гуманист, принадлежавший к состоятельным и даже правящим классам переходил на позиции трудящихся классов.

Труд в Утопии выступает в двух обычных в ту эпоху разновидностей - ремесленной и сельскохозяйственной. Участие как в первой, так и во втором обязательно для всех без исключения утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограниченный только шестью рабочими часами, весьма производителен. Существенная сторона утопической жизни - наличие здесь рабов, в которых обычно превращаются тяжкие  преступники. Эта социальная категория неизвестной численности обречена на самые тяжелые и неприятные работы. Наличие данной категории вносит значительную поправку в бесклассовость утопийского общества. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности  всего начальства и т.п.

Всеобщий и свободный труд производит здесь такое обилие продуктов и вещей, что их оказывается вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех утопийцев. Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда "все принадлежит всем", "хотя ни у кого там ничего нет, все,

однако же, богаты". Умственный труд в качестве профессионального не играет в

Утопии главной роли. В утопии делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одаренных утопийцев в противоположность многим государствам, где наукам посвящают дубины и лентяи, а замечательно одаренные умы пропадают в удовольствиях - явный антифеодальный выпад. Именно из этой ученой категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники. Но все они жестко не противостоят основной массе утопийцев. Будучи избавлены от "телесного рабства", в принципе каждый утопиец может достичь духовной свободы и просвещения, осваивая различные науки. Для этой цели в

предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Тем самым и перед любым утопийцем открывается возможность того, что мы именуем всесторонним развитием личности.

Но какую бы роль в жизни утопийцев ни играло собственно интеллектуальное начало, моральная сторона их жизни более важна.

Томас Мор считает, что справедливость - главнейшая опора государства. Здесь неоднократно подчеркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом. Но вот что касается понимания счастья жителями Евтопии (т.е. Страны блаженства - второе название Утопии), то перед нами вырисовывается уже достаточно распространенный тогда гуманистический идеал антиаскетизма, стремления к наслаждению, удовольствию в духе эпикуреизма. Среди удовольствий первое место принадлежит здоровью, которому вредит псевдосвященный аскетизм с его постами и другими атрибутами. Радости еды и питья должны быть весьма умеренными, ориентированными прежде всего на человеческое здоровье.

Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они по собственной инициативе никогда не прибегают к войне, но ведут ее с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или когда им приходится идти навстречу просьбам того или иного народа, свергающего укрепившуюся у них тиранию.

Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. Писанный законов у них очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у которого все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг. Проблема морали неотделима от проблемы религии. В духе

гуманистического просветительства Мор различает подлинную религию и суеверие, которое многие утопийцы принимают за религию. Содержание утопийской религии сводится к убеждению в существовании единого божественного существа ("родителя"), разлитого во всем мире и время от времени напоминающего о своем существовании посредством чудес, необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без которых она невозможна.

О глубине гуманистической идеи веротерпимости свидетельствует и то, что она распространяется даже на атеистов - тех, кто не верит в общерелигиозные положения. В духе своей эпохи Мор считает таких людей аморальными, но утопийцы, которым чуждо всякое притворство и ложь, не заставляют их скрывать свои взгляды, не подвергают их наказанию, хотя и запрещают выступать с ними перед толпой.

Главные ревнители религии в Утопии - выборные священники. Они явно противопоставлены множеству тогдашних служителей церкви, ибо их главная особенность - исключительное благочестие, безупречная мораль. Обучая детей и  юношество, они ставят последнюю выше их интеллектуального развития.  Эти  жрецы морали пользуются среди утопийцев наибольшим авторитетом по сравнению со всеми другими должностными лицами.

Спор о Томасе Море и его «Утопии»

              Отношение различных историков к «Утопии» так или иначе сказывается на их общем восприятии личности ее автора. Оценка общественно-политической деятельности Томаса Мора, его литературного наследия и его роли в истории в целом и в истории общественной и философский мысли во многом зависит от того или иного понимания «Утопии», ее места в истории идей.

При чтении «Утопии» возникает ощущение того, что идеальное общество есть законченное совершенство и все жизненные трудности разрешены здесь навсегда: все люди в ней счастливы, они полностью доверяют королю. Идеал «Утопии» разрушает застойность средневекового мышления и создает предпосылки исторического взгляда на человеческое общество.

Лично я считаю, что несмотря на идеальную взаимосвязь «народ-государство», в таком обществе у людей подавляется их индивидуальность, ведь интеллектуальный труд не так высоко ценился в Утопии, как физический. Это можно объяснить тем, что Мор был против феодального режима и высоко ценил рабочую силу, к тому же из-за своих религиозных воззрений не мог объективно судить (в тот же пример можно ставить то время, когда он работал судьёй, и с жестокостью судил еретиков), и недооценивал труд интеллектуальный.

Информация о работе Жизнь и философия Томаса Мора