Жизнь и философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:52, реферат

Описание

Сократ первым совершил философский поворот от природы к человеку. Но больше всего мне понравилось его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 2
Жизнь и философия Сократа……………………………………………… 4
Сократовский поворот философствования от природы к человеку… 8
Понятие морали, как предмет исследования Сократа. ……………….. 10
Специфика сократовского метода ведения диалога……………………. 12
Заключение…………………………………………………………………… 16
Список литературы…………………………………………………………. 17

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и философия Сократа.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)
 

      Содержание 
 

Введение  ……………………………………………………………………… 2
Жизнь и философия Сократа……………………………………………… 4
Сократовский  поворот философствования от природы к человеку… 8
Понятие морали, как предмет  исследования Сократа. ……………….. 10
Специфика сократовского метода ведения диалога……………………. 12
Заключение…………………………………………………………………… 16
Список  литературы…………………………………………………………. 17
 

 

       Введение 

      Сократ  первым совершил философский поворот  от природы к человеку. Но больше всего мне понравилось его  манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный,    известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой    элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же  вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал  снова и это доходило до того,   что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему   первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он   знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью и манерой вести диалог Сократ мне понравился.

      Сократ  при этом пользуется грозным и  непобедимым  оружием – иронией. Cократовская ирония выступает в  качестве диалектической ловушки,   при посредстве которой обыденный  здоровый смысл оказывается   вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до   самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония   есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном   отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека.

      Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы   Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.   Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной   ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку   речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека,   который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто   большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что   придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность   Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!)   рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во   всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой   души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных   переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть   выражен единой идеей, понятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Жизнь и философия Сократа 

    Древнегреческий философ Сократ  родился в месяце Фарелегион  (Май-июнь по современному календарю) , в год архонта Апсефиона, на  четвёртом  году  77-й олимпиады  (469 г. до н. э.) в семье камнетёса  Софроникса и повитухи  Фенареты.

      Фарегелии  были  праздником  рождения  Апполона и Артемиды. Предание гласило, что именно в этом месяце на Крите , в местечке Делос богиня Лето родила под пальмой близнецов – Аполлона и Артемиду. По афинской культовой традиции в фарегелии город занимался искупительным очищением. Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорождённый, естественно, попадал под покровительство высоко чтимого в Афинах светозарного Аполона, бога муз, искусств и гармонии.

  Имея  в виду поучительную жизнь Сократа, К. Маркс назвал его воплощенной философией.

  Сократ  – первый  афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.). Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

  Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.

       Надпись на дельфийском храме Аполлона –  «Познай самого себя» - предопределила тот глубокий смысл и стойкий  интерес к философии, занятие  которой Сократ расценивал как служение дельфийскому богу. Оракул Аполлона в Дельфах признал Сократа мудрейшим из греков. С именем Аполлона также связана и отсрочка казни Сократа на целый месяц.

       Начало  и конец сократовской жизни пришлись на культово-праздничные, «чистые» дни  Аполлона. Да и вся  жизнь Сократа – в промежутке между этими первыми и последними днями, - по собственному его представлению, была посвящена нравственному  «очищению»  Афин  путём служения Аполлону на поприще муз, поскольку философия была для него высочайшим из искусств.

      Несмотря  на свой ум, Сократ был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей,  большой лысой головой,  огромным выпуклым лбом.

      О первых сорока годах его жизни  до нос дошли противоречивые сведения. По одним источникам он в начале своей жизни вёл довольно беспорядочный образ жизни. Затем он стал простым камнетёсом. Но как-то он приглянулся философу Архелаю, который избавил одаренного человека от тяжелых занятий, после чего Сократ в течении ряда лет был учеником и любимцем Архелая.

      Другие  источники сообщают, будто от работы каменотёса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ . Оба они были из одного дома. Влюблённый в душевные качества Сократа и обладая достаточным богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Критон был преданным другом Сократа, слушателем и последователем Сократа, готовый помочь ему в жизненых невзгодах, он даже задумал побег Сократа из тюрьмы.

        В семейных делах ему не  везло , он был женат два  раза и от последней жены  имел трое детей. Он вёл праздный образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить. Жил в бедности, всё его имущество оценивалось в 5 мин, на такую сумму в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком.

        Большую часть времени Сократ  проводил в дискуссиях и спорах , что часто приводило к тому  что его били, таскали за волосы, но чаще всего его осмеивали  и поносили, но он этому не  противился. Учил устно и ничего  не записывал. В начале он  занимался натурфилософией, а затем занялся вопросами человеческой психологии и человеческого поведения.

      В 399 г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был  обвинён в нарушении  гражданских  норм жизни, развращении молодёжи и  не признаёт богов которых признаёт город и вводит других, новых богов.

      За  признание Сократа виновным  в  предъявленных ему обвинениях было  280 голосов, против 221 голоса. На суде Сократ оказался перед жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаиваать дело всей своей жизни. Твёрдо избрав этот второй путь, он сознательно отрёкся сам от себя. Надёжным доказательством правильности избранного им на суде пути служило Сократу  то важное для него обстоятельство, что в ходе всего процесса божественное знамение, голос его демона, ни разу не остановил и не удерживал его.

      В ожидании смерти Сократ провёл в тюрьме долгих 30 дней. Это связано с тем, что наступили дни делосского праздника Апполона. Смертные казни  в Афинах в такие праздники приостанавливались. В тюрьме он пребывал в обычном для него светлом и бодром настроении. Его навещали  родные и друзья. И до самого заката солнца продолжались беседы о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души.

Отсрочка  казни дала Сократу возможность  ещё раз продумать смысл того божественного призвания, которое  определило его жизненный путь и  занятия.

      В последний день Сократ совершил омовение перед смертью, подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение души от грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными и дал им наставления и велел возвращаться домой.

        Во времена Сократа приговорённый  к смерти выпивал чашу растёртой цикуты.

      Когда принесли цикуту, Сократ мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение  души в иной мир, спокойно и легко  выпил чашу до дна.

      Трагический финал Сократа придал всей его  жизни, его словам и делам, учениюи  личности уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность

      Смерть  Сократа всколыхнула Афинян и  приковала к нему их внимание. Вспоминали пророчество сирийского мага, предсказавшего Сократу насильственную смерть. Обсуждали  и его слова о возмездии, которое  постигнет его обвинителей. Вскоре после Сократовской казни, афиняне, раскаявшись в содеянном и считая себя введёными злоумышленно в заблуждение, приговорили Мелета к смерти, а остальных обвинителей – к изгнанию. Ему была сооружена Лизипом бронзовая статуя, которая выставлялась в афинском музее Помпейон.

  Наши  сведения об учении Сократа не обильны  и не совсем надежны. Сам Сократ, активно вступавший в различные  собеседования, ничего не писал. В диалоге  Платона «Федр» Сократ выступает  против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его—историка Ксенофонта и философа Платона. Ксепофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения «Апология Сократа» и «Воспоминания о Сократе». Платон же почти все свое учение приписал Сократу, так что трудно сказать, где кончается Сократ, а где начинается Платон (особенно в его ранних диалогах). Отсутствие прямой информации, непосредственно исходящей от Сократа, приводит к тому, что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать, что Сократ — всего лишь литературный персонаж. Однако о Сократе говорят многие античные авторы. Окарикатуренный образ Сократа как софиста нарисован Аристофаном в комедии «Облака».

      Сократовский  поворот философствования от природы к человеку 

      Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного   мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ   сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил   против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного   знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или   линии Платона "  в античной философии.

      Сократ - великий античный мудрец, - стоит  у истоков рационалистических и  просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся   место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике,   политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс   человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в   духовную культуру человечества.

Информация о работе Жизнь и философия Сократа