Жизнь и философия Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе описывается вначале жизненный путь великого философа, ибо невозможно в полной мере оценить и понять его взгляды, не узнав о его жизни, а затем вкратце разбирается его произведение "Утопия" и приведены некоторые споры других философов на его работу.

Содержание

I. Введение
II. Основная часть
1) Жизнь Томаса Мора
2) Философия Томаса Мора («Утопия»)
3) Спор о Томасе Море и его идеях
III. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат Т Мор.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)

 

 

Кафедра философии

 

 

Курсовая работа

На тему

«Жизнь и философия Томаса Мора»

 

 

 

Выполнил студент группы М-74

Раевский Дмитрий Николаевич

Преподаватель

Мокроусов Сергей Михайлович

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Оглавление:

 

I.                    Введение

II.                 Основная часть

1)     Жизнь Томаса Мора

2)     Философия Томаса Мора («Утопия»)

3)     Спор о Томасе Море и его идеях

III.              Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

Введение

              Эпоха географических открытий и необычайных историй, когда невероятные события становятся привычными и ими уже трудно удивить. Однако Томасу Мору это удалось. И не только тем, что он открыл остров, которого не существовало и рассказал о нем так, что уже без малого пять столетий это открытие продолжает волновать умы и вызывает споры. Томас Мор поражал не столько своей «Утопией» и своими взглядами на Англию того времени, сколько как человек, поднявшийся  благодаря своему исключительному уму до лорда-канцлера Англии. У него была хорошая семья, отличные связи в обществе, деньги, хорошее социальное положение Но он пожелал повиноваться сперва Богу, а потом уже королю, что, по меньшей мере, странно для основоположника утопического социализма, который впоследствии был заложен марксистами в фундамент "научного коммунизма" посредством которого  они попытались, ниспровергая Бога, превратить утопию из мечты в реальность. Именно мне очень интересен этот персонаж, так как во времена СССР, когда Ленин пришёл к власти, марксизм, основанный на идеях Томаса Мора, сыграл очень важную роль в истории нашей страны, и мне хотелось побольше узнать о самом начале возникновения такого направления, как утопический социализм.

              Сперва я хотел бы описать жизнь этого великого гиганта мысли эпохи Возрождения, так как невозможно полностью осмыслить философию Томаса Мора, не зная хорошо его весьма интересную и оригинальную жизнь.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

Жизненный путь Томаса Мора

 

Мор, Томас (1478–1535), именуемый также святым Томасом Мором (Папа Пием XI в XX веке провозгласил Мора святым), родился в Лондоне 6 февраля 1478, его отец Джон Мор был известным юристом, богатым человеком, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483). Его дед по материнской линии был городским шерифом. Мор учился в лучшей в то время в Лондоне школе св. Антония, в 12-летнем возрасте поступил в качестве пажа (такова была тогда распространенная в Англии практика) в дом кардинала Мортона, архиепископа Кентерберийского и лорд-канцлера. Величайшее уважение, которое испытывал Мор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его сочинениях «Утопия» и «История Ричарда III». И действительно, трудно переоценить роль Мортона в воспитании и образовании юноши. Именно жизнь с Мортоном явились первой хорошей школой для юного Мора. Мортон в полной мере оценил дарования юного пажа, и, вероятно, именно под его влиянием в 1492 Мор поступил в Кентербери-колледж Оксфордского университета. Мор пробыл здесь около двух лет, но был вынужден прервать учебу, поскольку отец настаивал, чтобы сын продолжил его дело.

В Оксфорде Мор познакомился с Уильямом Гроцином, Томасом Линакром и Джоном Колетом, игравшими важную роль в возрождении классического образования, которое начало тогда распространяться в Англии. В 1499 Мор познакомился с Эразмом Роттердамским во время его первого визита в Англию, и они сразу же сделались близкими друзьями. По словам Эразма, Мор был прямо создан для дружбы: «Кто ищет совершенный образец истинной дружбы, не найдет лучшего, чем Мор»1 Сочинения отцов церкви, труды Платона и                  1 – И.Н. Осиновский «Томас Мор» стр.28

Аристотеля, произведения Лукиана и других древних классиков одинаково увлекали Мора и Эразма. Оба они были горячими поклонниками Джона Колета, который стал духовным наставником Мора.

Колет проповедовал реформу церкви, неустанно разоблачал пороки духовенства, призывал к нравственному обновлению общества на христианской основе. Возлагая все надежды на просвещение, Колет рассматривал его как главный путь осуществления задуманной реформы. Свою просветительскую программу он пытался воплотить в жизнь путем воспитания и образования молодежи. С этой целью Колет на свои средства учредил при соборе св. Павла в Лондоне, где он был настоятелем,  грамматическую школу. В этой школе воспитанники изучали не только тексты святого Писания, но и Платона. Учащимся прививалась любовь к античной литературе. Методы обучения и воспитания здесь отличались от традиционных. Так, Колет запретил в своей школе широко распространенные в то время телесные наказания.

Влияние на Мора его друзей-гуманистов может быть прослежено в двух направлениях. С одной стороны, Мора, как и их, увлекала античность, он выступал горячим поборником изучения греческого языка. С другой стороны, Мор был захвачен предреформационными проектами Колета.

Испытывая сильное влияние Колета, Мор какое-то время склонялся к тому, чтобы посвятить себя церковному служению. Однако, проведя около четырех лет в картезианском монастыре в Лондоне, он все же решил остаться в миру. Тем не менее Мор никогда не оставлял привычек, приобретенных в обители: раннее пробуждение, длительные молитвы, посты, ношение власяницы, самобичевание. Около 1502 он становится адвокатом и одновременно преподает право. В 1504 он женился на Джейн Коулт из Незерхолла, и у них родились четверо детей – Маргарет, Элизабет, Сесили и Джон.

Слава Мора как юриста росла. Генрих VIII вскоре приметил талантливого лондонца и в мае 1515 направил его во Фландрию в составе посольства для переговоров с представителями герцога Бургундии Карла Кастильского (будущего императора Карла V). Посольству предстояло уладить конфликт, возникший у английских купцов с их традиционным партнером по торговле шерстью – Фландрией.  Переговоры касались продления действия ранее заключенных выгодных для Англии торговых договоров 1495 – 1456, которые теперь оспаривались Фландрией. История этого посольства, возглавлявшегося Кутбергом Тунсталлом – другом Мора, позднее была описана в «Утопии». Во время поездки Мор встречался в Брюгге с Эразмом; благодаря его рекомендации он познакомился с видными гуманистами Петром Эгидием и Иеронимом Буслидием.

Поэма Мора на коронацию Генриха VIII - это не просто праздничный панегирик, написанный ради торжественного случая; это, по существу, гуманистическая политическая программа, противопоставляющая просвещенную монархию деспотизму. Поэма отражала политические идеалы как самого Мора, так и его друзей-гуманистов, видевших в образованном Генрихе VIII будущего покровителя ученых и возможного сторонника гуманистической реформы общества.

Ученость и красноречие автора «Утопии», его юридический опыт и дипломатические способности не могли не обратить на себя внимание молодого Генриха VIII, который слыл образованным человеком и покровителем гуманистов. С августа 1517 Мор становится одним из советников короля. Незадолго до этого, в мае, возможно, не без влияния «Утопии», резко осудившей огораживания, правительство Генриха VIII, обеспокоенное массовым разорением крестьянства в связи с широким развитием овцеводства и превращением пахотных земель в пастбища, создает специальные комиссии по расследованию огораживаний. Для работы в одной из таких комиссий привлекается и Мор.

В том же году он совершает дипломатическую поездку в Кале, а с февраля 1518 он назначается королевским секретарем. В июле  последовала отставка Мора с поста помощника шерифа; королевская служба теперь поглощает большую часть его времени. Во многих случаях Мор принимал иностранных посланников, а в 1520 сопровождал Генриха VIII в ходе его знаменитого свидания с Франциском I в т. н. «Лагере Золотой парчи». В июле 1520, во время посещения Карлом V Брюгге, Мор встречается с известными гуманистами из окружения императора, а в частности с Эразмом Роттердамским и Хуаном Вивесом. Помимо выполнения дипломатических поручений и службы в королевском совете Генриха VIII автор «Утопии» занимал также судейские должности: в 1521 он заседал в качестве судьи в «Звездной палате» – высшем судебном учреждении Англии. В мае 1521 Мор стал помощником казначея королевства и был посвящен в рыцарское звание.

Придворная карьера Мора развивалось столь успешно, что в 1522 и 1525 в награду за службу король пожаловал ему земли в графствах Оксфордшир и Кент. Генрих VIII ценил Мора за глубокий ум и обширные познания и часто беседовал с ним не только о государственных делах, но и о математике, астрономии, литературе и богословии. Внимание короля и льстило Мору, и тяготило его. Пребывание при дворе и королевская дружба лишали гуманиста досуга для любимых научных занятий и надолго отрывали его от семьи, к которой он был очень привязан.

Когда в 1511 молодая жена Мора Джейн умерла, он, не желая, чтобы дети оставались без матери, почти сразу женился на пожилой вдове Алисе Мидлтон, которая была старше его на 7 лет. По словам Эразма, Мор и ко второй жене относился так, словно она была молодой красивой девушкой

Также Мор продолжал и литературную деятельность, хотя теперь ей было придано новое направление. В 1520 он помогал Генриху VIII в написании направленного против Лютера трактата «Утверждение семи таинств», благодаря которому тот получил от папы Льва Х титул «защитника веры» (Генрих и последующие английские короли сохранили этот титул, даже перестав быть католиками).

Между тем служебная карьера Мора шла по восходящей. В 1523 по представлению первого министра Уолси и с одобрения самого короля Мор был избран спикером палаты общин. Как и в молодые годы, в своей парламентской деятельности в качестве спикера он проявил рискованную самостоятельность, отказавшись поддержать чрезмерные требования короля и Уолси об утверждении парламентом новых налогов. Дипломатично апеллируя к законности для оправдания занятой им позиции, Мор на этот раз сумел сохранить дружеское расположение короля и всемогущего министра. Они по-видимому, не могли не считаться с деловыми качествами Мора как государственного деятеля, с его политическим авторитетом и популярностью среди представителей третьего сословия. Впоследствии Генрих VIII даже навещал Мора в его скромном загородном доме в Челси, тогдашнем пригороде Лондона, обедал в его семье, нередко, обняв его прогуливался с ним по саду. Впрочем, Мор никогда не обольщался милостивым отношением своего жестокого и самовластного государя, отлично понимая, что король не задумываясь пожертвует его головой ради самой ничтожной политической выгоды.

После смещения Уолси, обвиненного в превышении полномочий, 25 октября 1529 г. большая печать лорда-канцлера Англии вручается Мору. На следующий день в Вестминстерском дворце герцог Норфольк представляет нового канцлера. В традиционной ответной речи по поводу своего назначения Мор говорит: «Я считаю это кресло местом, полным опасностей и трудов и далеко не таким почетным. Чем выше положение, тем глубже падение, как это видно на примере моего предшественника. Если бы не милость короля, я считал бы свое место столь же приятным, сколь Дамоклу был приятен меч, висевший над его головой»1. В 1524 Мор стал распорядителем Оксфордского университета, а в 1525 – Кембриджского университета, в том же 1525 его назначили канцлером герцогства Ланкастерского. В 1527 Мор сопровождал лорд-канцлера Томаса Уолси в его обставленной с необычайной пышностью миссии во Францию.

Будучи лорд-канцлером, Мор отвечал за наказание еретиков, однако выдвинутые впоследствии против него обвинения в жестокости и нетерпимости следует признать несостоятельными. Он неуклонно противодействовал ересям,

1 – И.Н. Осиновский «Томас Мор» стр.34

будучи убежден в том, что это отвечает высшим общественным интересам, но его никак нельзя обвинить в изуверстве или непомерной жестокости. Более того, биограф Мора Уильям Ропер отмечает, что пока тот был судьей, ни одно из дел не было перенесено слушанием в суд лорд-канцлера – столь скорыми и справедливыми были его приговоры.

Тысяча дней канцлерства Томаса Мора продолжались по май 1532. Одно из главных веяний времени в этот период – наступление Реформации в Англии. Мор и его единомышленники, например епископ Джон Фишер, решительно продолжают обличать ересь идеологов Реформации. Сторонников Реформации преследуют; за  время канцлерства Мора были сожжены заживо четыре еретика. Однако никакие репрессии правительства не могли помешать распространению реформационных идей. Весь ход исторического развития толкал Англию на разрыв с папством.

Внешне все выглядело так, словно позиции Мора и его слава были на подъеме. Но к тому времени, когда полемические английские сочинения Мора начали одно за другим выходить из печати, как в Англии, так и на континенте появились признаки перемен. Большая часть властных полномочий Мора как лорд-канцлера была скорее формальной, нежели действительной, поскольку склонявшийся к Реформации парламент проводил свой курс и делалось все более несомненным, что в случае женитьбы на Анне Болейн Генрих должен будет порвать с Римом. В этой связи особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге – к смерти.

Информация о работе Жизнь и философия Томаса Мора