Жизнь и философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Описание

Лишь через сто лет после своего зарождения философия вступила в наивысшую пору своего расцвета. Это было время творчества трех лучших философов, которых когда – либо видел мир. Первым из них был Сократ, обладатель особого склада ума, который так по долгу беседовал на улицах Афин с гражданами о философии, что у него не находилось и часа времени, чтобы записать.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Сократ  не был аскетом - об этом говорят как его внешность, так и исторические свидетельства других людей. К тому же его жизнь едва ли можно назвать легкой. Он постоянно был убит горем и грыз себя, так как отказывался работать. Он с завидным упорством посвящал все свое время от бога данному ему делу - разъяснял афинским гражданам всю глубину их невежества. Но он, похоже, получил крохотное наследство от своего отца, к тому же за ним хорошо присматривали его влиятельные друзья, которые часто кормили его. Наверное, Сократ умел прекрасно развлекать других во время обильных застолий. Непрерывно рассуждая, он охотно засиживался в гостях до самого рассвета, да и перепить он мог кого угодно. Эти встречи с обильными угощениями обычно представляли собой мальчишники, однако однополых проказ на них не бывало. Иной раз приводили гетер (куртизанок), и Сократ, похоже, находил в этом усладу, получая свою долю все равно чего, лишь бы оно доставалось бесплатно, - сверх закуски и выпивки.

   Согласно  Диогену Лаэртскому, часть своего времени Сократ уделял тому, что  вел непринужденные беседы во время занятий с группами молодых учащихся. Все это проходило в лавке некоего Симона - сапожника, у межевого камня Агоры.

   У края Агоры до сих пор есть Хорос с надписью « Я межевой камень Агоры». Камень стоит рядом со стеной небольшого древнего жилища. В ходе недавних раскопок у этой стены отрыли множество рассыпанных - сапожных гвоздей и чашу   V в. до н. э. С написанным на ней именем «Симон». Таким образом, чудом была обнаружена та самая лавка, в которой учительствовал Сократ. (1, с.17-41)

      Хронология  жизни Сократа

469г. до н.э. – совсем неподалеку от Афин родился Сократ.

Около 440г. до н.э. – Пифия Дельфийского оракула  провозгласила Сократа «мудрейшим из людей».

Около 430г. до н.э. – Сократ служит в качестве гоплита (обыкновенного солдата) на Пелопоннесской войне и спасает жизнь Алкивиада в битве при г. Потидее.

423г. до н.э.  – Аристофан высмеивает Сократа  в комедии «Облака».

Около 420г. до н.э. – Сократ женился на Ксантиппе. В  течение десяти лет у них рождается  трое сыновей.

406-405гг. до н.э. – служит членом законодательного совета.

404г. до н.э.  – отказывается выполнить приказ  Тридцати тиранов об аресте  Леонта Саламинского.

399г. до н.э.  – обвинен в поклонении «новым  божествам» и растлении юношества.  Суд над Сократом, по окончании которого его приговаривают к смерти. По приговору суда принимает чашу с цикутой и умирает. (1,с.83) 

             «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

    Автором этого изречения, начертанного на храме  Аполпона в Дельфах, по Традиции считался спартанец Хилон, один из семи греческих мудрецов.

    Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов. Считалось, что устами дельфийского оракула, пифии, пророчествует сам Аполлон, прорицая волю своего отца Зевса.

    Согласно  мифу, святилище в Дельфах основал  Аполлон в честь своей победы над притеснителем его матери ужасным драконом Пифоном. Эллины верили, что в тамошнем источнике Кассотиде жил дух Аполлона, или что, по крайней мере, он являлся туда время от времени. «Существовало убеждение,- писал историк Ф. Г. Мищенко, - что дух-божество, вошедши в священную воду источника и в символический лавр, растущий здесь, переходил в тело женщины (пифии), которая пила эту воду или жевала листок священного лавра; после продолжительной борьбы дух будто бы уничтожал личную волю, женщины и пользовался ею как покорным орудием для своих откровений. Вопрошавшие созерцали с благоговейным ужасом пифию, которая восседала на большом бронзовом треножнике и как бы висела над священной пещерой; пифия погружалась в состояние бреда и произносила отрывистые речи. Верующие принимали ее изречения за голос самого божества, сливавшийся будто бы с шелестом лавра и звуками бубна, которым потрясала пророчица. Они имели перед собой состояние восторженности (мании), или сверхъестественного безумия, священного опьянения, то состояние истерического припадка, которое позднейшая философия греков именовала экстазом» 

    Сократ, подобно своим современникам, высоко чтил авторитет дельфийского бога и его оракула, верил в мантику и божественные прорицания, поскольку и в нем самом, как он полагал, звучал предостерегающий голос божественного демона.

    Согласно  приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы. Его взволновала и захватила  призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило  толчком к философствованию и предопределило основное направление ого философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к  познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.

    Сократовское  проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философию с неба па землю.

    Конечно, к своим взглядам, относящимся  к позднему, наиболее известному нам  периоду, Сократ пришел не сразу. Естественно поэтому предположить известную эволюцию в его философских воззрениях. Одною точных данных о начальных стадиях развития философской мысли Сократа, к сожалению, не имеется. 

    По  некоторым сведениям, приводимым, в  частности, Диогеном Лаэртским, молодой  Сократ был сперва учеником знаменитого натурфилософа Анаксагора из Клазомен, а затем и Архелая, который сам ранее учился у Анаксагора. Историческую достоверность подобных сообщений невозможно твердо установить или с определенностью опровергнуть. Видимо, элементы правды здесь вплетены в сюжет кочующей легенды о знаменитом «учителе» и великом «ученике». Для такого рода биографических легенд как раз весьма типично конструировать преемственность между знаменитостями. В этих целях даже случайная беседа может сойти за учебу, а простой слушатель - за ученика.

    Во  времена сократовской молодости  философия в Афинах была импортным продуктом. Афиняне были сильны в политике, искусстве, ремеслах, торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином был упомянутый Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».

    Правда, одним из этой «мудрой семерки» был  афинянин Солон, но прославился он, прежде всего как мудрый политик и  законодатель.

    О новых веяниях в философии  и успехах тогдашней науки афиняне и в «золотой век» Перикла узнавали по преимуществу от приезжих философов и учителей мудрости. В сократовское время Афины посетили такие знаменитости,  как глава элейской школы (Южная Италия) Парменид и его ученик Зенон, представитель ионийской философии Анаксогор из Клазомен (Малая Азия), софисты Протагор из Абдер, Горгий Леонтийскийф из Сицилии, Гиппий из Элиды, кеосец Продик, Эвен с Пароса и многие другие. Приезжие философы и софисты оказывались в центре духовной жизни Афин. Сократ, всегда отличавшийся большой любознательностью и. общительностью, проявлял глубокий интерес к их выступлениям. Со многими из них он имел обстоятельные беседы. В платоновском диалоге  «Протагор» Сократ даже называет себя «учеником» софиста Продика, у которого он за драхму выслушал урок. Занятие это, видимо, было кратким, поскольку за полное обучение Продик брал 50 драхм.

    В зрелом возрасте Сократ посылал к  этому учителю мудрости некоторых  своих слушателей, не отличавшихся особой одаренностью.

    Знакомство  молодого Сократа с основными  течениями тогдашней философии  сыграло, конечно, плодотворную роль в  становлении и развитии его собственных  представлений.

    Возвращаясь к вопросу об отношениях между  Анаксагором и Cократом, следует отметить, что независимо от того, был ли Сократ его учеником или нет, Анаксагор - далеко не безразличная фигура в судьбе Сократа. Дело не только в том, что тридцать лет спустя после обвинения Анаксагора в безбожии и изгнания из Афин то же обвинение было выдвинуто против Сократа. Забегая вперед, заметим, что афиняне считали Сократа, как ранее Анаксагора, софистом и приписывали ему анаксагоровское положение: «Солнце - камень, а Луна – землю». Уместно в этой связи напомнить и о том, что задолго до официального обвинения Сократа его высмеял Аристофан в своей комедии «Облака» как натурфилософского безбожника и восхвалителя облаков. Эти нападки, видимо, были вызваны натурфилософскими увлечениями молодого Сократа, дальнейшая эволюция воззрений которого мало заботила его обвинителей.

    Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел  не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского «Федона» (96-97), молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников, в частности Анаксимандра, Эмпедокла, Гераклита, пифагорейцев, чьи взгляды он хорошо знал. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворили молодого Сократа. Он разочаровался в прежней натурфилософии и вместе с тем пришел к самокритичному выводу о собственной непригодности к подобного рода исследованиям. Натурфилософская мудрость ускользала, и не давал ась ему. Из-за размышлений о причинах вещей и явлений, вспоминал позднее Сократ, он утратил даже свои прежние знания, перестал пони мать и то, что знал раньше.

    В пору этого разочарования натурфилософией и состоялось знакомство молодого Сократа с учением Анаксагора. Об этом времени Сократ вспоминает: «Но однажды мне кто-то рассказал, как он вычитал в книге Анаксагора, что всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной Ум; и эта причина мне пришлась по душе, я подумал, что это прекрасный выход из затруднений, если всему причина - Ум».

    Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который откроет  ему причину бытия. Однако вскоре он убедился в том, что Ум (Нус) у  Анаксагора не единственная причина явлений, поскольку для объяснения конкретных событий Анаксагор наряду с ним вводит еще и другие причины эмпирического, естественнонаучного характера.

    Подмеченная Сократом непоследовательность Анаксагора состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и всему служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым Анаксагор, подобно другим натурфилософам, подменяет, по оценке Сократа, понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, по не ее источник

    Другими словами, Сократ понимал причину  как, духовное начало, которое не следует  путать и смешивать с природными явлениями. Причина выносится им за рамки бытия и не смешивается с ним. Но бытие подразумевает причину как свое определяющее начало, как божественный разум и божественную силу, которая «наилучшим образом устроила все, так как оно есть сейчас».

    В телеологической: трактовке Сократа  целесообразность, в природе обусловлена тем, что причина бытия - божественно разумное, справедливое, благое и должное начало. Причина и бытие соотносятся так же, как душа и тело. И вообще причину бытия он понимает как цель и замысел бытия в телеологической перспективе его благости и необходимости, но не как содержательную связь реальных явлений.

    Природа - сфера действия божественных сил. С этой точки зрения натурфилософские исследования, игнорировавшие божественную причину природных явлений, представляли собой бесполезную и суетную трату сил. «Сократ,- пишет Ксенофонт о сократовском отношении к натурфилософам,- наблюдал у них и вот что: как изучающие человеческое полагают, что изученное сделают и для себя и для кого пожелают, то и так ли исследующие божеское  надеются, доискавшись, что и по каким причинам происходит, сделать, когда пожелают, ветер, дождь, времена года, если они нуждаются в чем-либо подобном, или же они ничего подобного не ожидают и достаточно для них знать только, как все это происходит». В подходе натурфилософов Сократ довольно проницательно усмотрел стремление овладеть силами природы и управлять ими. Но подобные усилия, по его мнению, представляли бы собой тщетную попытку вмешаться в область божественных установлений и предопределений.

    Бытие само по себе, вне его причины,- это, по Сократу, лишенное разума и порядка вещество, которому нелепо приписывать, как это делает Анаксагор, роль Ума. Хотя причина есть источник бытия, но не сводима к нему.

Информация о работе Жизнь и философия Сократа