Владимир Соловьев: философия всеединства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:44, контрольная работа

Описание

На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева……...…4
2. Учение о всеединстве…………………………………………………..5
3. Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева…………………8
4. Учение о Софии в философии Владимира Соловьева……………….9
5. Учение о Богочеловечестве…………………………………………...10
6. «Русская идея»…………………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…..14

Работа состоит из  1 файл

filosofiya.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1.      Личность и особенности творчества Владимира Соловьева……...…4

2.      Учение о всеединстве…………………………………………………..5

3.      Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева…………………8

4.      Учение о Софии в философии Владимира Соловьева……………….9

5.      Учение о Богочеловечестве…………………………………………...10

6.      «Русская идея»…………………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…..14


ВВЕДЕНИЕ

 

Владимир Сергеевич Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.

Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой и свободой действия. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.


1.                  Личность и особенности творчества Владимира Соловьева

 

Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича, автора монументальной "Истории России с древнейших времен", 16 января 1853 года. Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними: греческим, латинским, древнееврейским, и четырьмя современными языками: английским, французским, немецким, польским. В 16 лет Владимира Сергеевич уже читал произведения Спинозы, а позже и труды таких сложных для понимания философов, таких как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

Закончив с золотой медалью 5-ю московскую гимназию, поступает в Московский университет, на физико-математический факультет. Но вскоре обнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому переводится на историко-филологический факультет. Там среди его преподавателей оказались такие профессора, как П.Д. Юркевич и А.М. Иванцов-Платонов. Первый - известный философ, второй - историк и знаток религиозных вопросов. В то же время Соловьев глубоко изучает и произведения известных отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г. он заканчивает университет. В 1874 г. в Петербурге Соловьев защищает магистерскую диссертацию, над которой работал весь год. Здесь же он сдает необходимые для защиты экзамены по истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и древним языкам.

Далее Соловьев отправляется в Лондон для изучения древней и средневековой философии по древним, где работает в библиотеке Британского музея. А 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защищает докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал». Вскоре он приступает к преподавательской деятельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском университете. Академическая карьера Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам убийства Александра II. С тех пор он больше не возвращался к преподавательской деятельности. Следует заметить, что, как по свидетельствам современников, так и согласно мнению большинства исследователей, Соловьев не считал преподавание своей главной задачей, он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.

К трудам Соловьева можно отнести следующие произведения:

­         «Философские начала цельного знания» (1878);

­         «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881);

­         «Исторические дела философии» (1880);

­         «Духовные основы жизни» (1882-1884);

­         «Оправдание добра», 1897 г.;

­         «Теоретическая философия», 1897-1899 гг.;

­         «Жизненная драма Платона» и др.

Кроме этого он переводил сочинения Платона, подводя итог собственных историософских исканий («Три разговора»).

 

2.                  Учение о всеединстве

 

В философии термином «онтология» обозначается учение о бытии, а «гносеология» - учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу. Идея всеединства является центральной в философии Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них - обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное.

В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики. Самая общая формулировка принципа всеединства звучи так: «Все существует во всем». Отталкиваясь от нее, Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что данную формулировку не следует понимать буквально - все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство - это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство - это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство - это Бог, а мир - всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия». Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Так как всеединство есть то, к чему стремится жизнь духа, постольку оно находит свое выражение в процессе познания. Поэтому, принцип всеединства применяется Соловьевым и в теории познания - гносеологии. Владимир Сергеевич различает три способа познания: эмпирический, рациональный, мистический. Эмпирическое познание - это познание опытное, в нем главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. А мистическое познание - это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры.

Под термином «вера» Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей - какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные. Всеединство является также принципом отношения трех ценностей, фундаментальных для всякой классической философской системы, истины, блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

Принцип всеединства так же находит свое продолжение и в учении Соловьева о вселенской теократии. Теократия (буквально «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы, прежде всего, в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» должна была принадлежать пророкам - людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма.


3.                  Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева

 

Моделью положительного всеединства для Соловьева служит живой организм. Понятие организма опирается на более широкую категорию - «жизнь». Она занимает важное место в учении о всеединстве и в философии Соловьева в целом. Для него понятие жизни нигде не определяется формальнологически, несмотря на то, что его философская система отличается логической строгостью и последовательностью. «Жизнь принципиально не может и не должна определяться только лишь логическим путем: говорил Соловьев, - в жизни присутствуют элементы иррациональные, поэтому она не может быть постигнута подобно тому, как познаются объекты естественных наук. Жизнь может быть описана, но не определена абсолютно строго. Жизнь это стихия».

Жизнь естественна в отличие от того, что вымучено и искусственно. Во всех ее проявлениях есть душа, а на самых высоких ступенях - дух. Жизнь - жестокая борьба за выживание, основывается на пожирании и истреблении одних существ другими: хищники пожирают травоядных и друг друга, травоядные питаются растениями; человек, как живое существо нуждается в пище органического происхождения и т.д.

Аналогично можно сказать и об экономической и иных сферах общественной жизни: здесь также идет острая борьба за существование. Однако жизнь перестала бы быть жизнью, если бы свелась к конкуренции и взаимному истреблению. Наряду с конкурентной борьбой в жизни существует солидарность и взаимопомощь - без него жизнь перестала бы быть реальностью. В сочетании борьбы и солидарности находит свое выражение «последняя тайна» жизни, особый замысел Божий или Премудрость Божия - София.


4.                  Учение о Софии в философии Владимира Соловьева

 

София - вечная женственность, образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время - двойственности, переменчивости и безразличия. Это обобщенный образ земного мира - мира противоречивого и обманчивого и одновременно одушевленного и прекрасного. В образе Софии нашли свое отражение различные идеи и представления, известные в истории мысли.

Учение о Софии - типичное метафизическое учение, т.е. представляет собой умозрительную гипотезу, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута методами естественных наук. В условиях все большего распространения научного мировоззрения, отвергающего метафизические сущности, Соловьев смело идет по стопам Платона - основателя метафизики. Владимир Сергеевич синтезировал идею дуальности (двойственности) Платона, понятие Души мира неоплатоников, христианское учение о Премудрости Божией, представления о познании средневековых мистиков, образ беспорочной красоты Девы Марии (Матери Божией) Можно сказать, что образ Софии был для него своеобразной музой, вдохновлявшей его.

Одновременно София - важнейшее понятие философской системы. При помощи столь ненаучного понятия, которое гораздо ближе стоит к области поэтического творчества, чем к науке, Соловьев сознательно стремился избегнуть односторонне-рационалистического характера своей философии. Мыслитель всегда стремится избегать всякой односторонности. Это было его программным положением, прямо вытекающим из принципа всеединства. Понятие Софии прямо или косвенно фигурирует во всех произведениях Соловьева. Это означает, что без него философ не мог обойтись при решении самых разнообразных вопросов. В понятии Софии заключено множество смыслов. Оно выполняет в философской системе Соловьева также и разнообразные функции.

София играет роль своеобразного «соединительного моста» между рациональным содержанием философии и ее поэтически-возвышенной стороной, помощью понятия Софии Соловьев утверждает, что мир не сводится к хаотической стороне: в нем существен момент упорядоченности. Понятие Софии индивидуализирует понятие Души мира. Всякая душа индивидуальна. Но когда речь идет о душе лишь как об абстрактном понятии, то познать ее во всей полноте невозможно. Для этого ее надо представить конкретно - в виде определенного лица, личности. Абстрактную душу невозможно и любить - любить можно лишь конкретное лицо, которое можно ощутить или представить наглядно. Именно поэтому Душа мира получает у Соловьева конкретно-наглядное выражение.

С другой стороны София - символ и наглядный образ любви, а любовь - то, что объединяет. То есть София - объединяющее начало. Мир не рассыпается на отдельные части, хотя и состоит из множества разнообразных и разнокачественных предметов. При внимательном рассмотрении мы видим, что все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. София - начало любви.

Соловьев показывает в образе Софии «тело Христово», или христианскую церковь, которая является обязательным посредником между Богом и человеком. Вне церкви никакая вера в Христа невозможна. Церковь есть соборное объединение людей. Поэтому церковно-соборное объединение является положительным образцом для всякого творческого объединения, предполагающего не ущемление прав и достоинства личности, а, наоборот, утверждающего свободу индивида.

 

5.                  Учение о Богочеловечестве

 

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и общей жизни. Для Соловьева Богочеловек - это единовременно и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство добра, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека - Иисуса Христа. Человек выступает определенной связью между божественным и природным миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении Добру - чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному

Философ выделял три типа нравственных отношений: стыд, жалость и благоговение. Стыд указывает на надприродный статус человека (человек не может быть «равен» животному, он всегда «выше» или «ниже» его…); жалость означает солидарность с живыми существами; благоговение - добровольное подчинение высшему, Божественному началу. Все прочие нравственные качества признаются в «Оправдании добра» лишь различными формами проявления основных начал. Определяя нравственное значение любви как основополагающей заповеди христианства, Соловьев утверждал, что «заповедь любви не связана с какой-нибудь отдельною добродетелью, а есть завершительное выражение всех основных требований нравственности».

Информация о работе Владимир Соловьев: философия всеединства