Византийская и арабская философия в Средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание

Контрольная работа содержит полные ответы на два теоретических вопроса: византийская и арабская философия в Средние века

Содержание

1. Византийская философия в Средние века
2. Арабская философия в Средние века
3. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФИя вар 13.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Хайя приходит, далее, к заключению, что единым делает его дух, «и именно он есть истинная сущность, все же остальные органы являются как бы орудиями». Рассматривая отдельных животных одного и того же вида, он «обнаружил, что отдельные особи каждого вида похожи друг на друга внешними и внутренними членами, ощущениями, движениями и инстинктами, различие же между ними показалось ему по сравнению с этим сходством незначительным». Он увидел весь человеческий род единым. «Множественность же его особей он низвел на одну степень с множественностью членов отдельного индивида, которая в действительности не множественна». Восходя все выше, он убеждается, что вся небесная сфера подобна одному одушевленному организму. Таким же образом он приходит к выводу, что вся вселенная составляет нечто единое. Он признает, что существует деятельное начало, которое хранит этот мир и придает ему движение, — бог. Это существо не есть ни тело, ни способность тела, а форма вселенной.

Ибн-Туфейль был связан дружескими отношениями с величайшим арабским философом и одним из крупнейших мыслителей средних веков — Аверроэсом. Аверроэс (собственно Ибп-Рошд) подвел итог всему предшествующему развитию арабской философии и оказал огромное влияние на христианскую схоластику.

Аверроэс родился в И26 г. в Кордове, крупнейшем центре арабо-испанской культуры. Он основательно изучает теологию, юриспруденцию и медицину. Аверроэс получает пост кади (судьи) в Севилье, а затем в Кордове. Его научные работы находят энергичную поддержку при дворе эмира Юсуфа, и он становится придворным врачом. В начале правления эмира Аль-Манеура Аверроэс достигает вершины славы, но затем в результате победы при дворе Алв-Мансура ортодоксально-религиозной группировки подвергается опале и изгнанию. По всем провинциям был разослан указ эмира, осуждающий доктрины Аверроэса. В конце жизни философ был возвращен ко двору и умер в Марокко в 1198 г.

Аверроэс — наиболее последовательный из арабских перипатетиков. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс — Аристотеля». В центре философии Аверроэса—натуралистическое учение аристотелизма.

Сам Аверроэс не считал себя самостоятельным мыслителем. Он был преисполнен величайшего уважения к Аристотелю и полагал, что аристотелевская доктрина не нуждается в каких-либо исправлениях или дополнениях.

Своей задачей он ставил освобождение учения Аристотеля от последующих искажений. «Доктрина Аристотеля, — писал Аверроэс, — есть высшая истина, потому что его понимание было границей человеческого понимания». «Этот человек является как бы образцом, в котором природа хотела выразить тип высшего совершенства».

Помимо многочисленных комментариев Аверроэса к сочинениям Аристотеля, сохранились (в еврейских переводах) его полемические работы, направленные против «Опровержения философов» Аль-Гацали и против непоследовательного проведения детерминизма Авиценной. Кроме того, сохранился в латинских и еврейских переводах ряд логических и натурфилософских трактатов Аверроэса.

Согласно учению Аверроэса, материальный мир безначален и бесконечен во времени (но ограничен в пространстве). Философ отвергает религиозную формулу творения богом мира «из ничего». Бог «совечен» природе.

В большом комментарии к 12 книге «Метафизики» Аверроэс говорит о двух противоположных направлениях в вопросе о происхождении живых существ. «Одни объясняют мир развитием, другие — творением. Приверженцы теории развития говорят, что размножение есть не что иное, как выхождение из существа, своего рода удвоение существ. Роль действующей силы, но указанной гипотезе, заключается в данном случае только в том, чтобы извлечь одно существо из другого, разделить их; очевидно, что ее функции сводятся к функциям двигателя. Что касается приверженцев теории творения, то они говорят, что действующая сила производит существо, не нуждаясь при этом в заранее существовавшей материи. Таково мнение мутакалимов».

Время, учил Аверроэс, существует только благодаря движению. Мы измеряем время лишь при помощи перемен.

Божественная мысль простирается лишь на общий ход мирового процесса, но отнюдь не на частности. На этом основывается отрицание Аверроэсом чудес, «божественного откровения» и силы молитв.

В кардинальном для схоластики вопросе о соотношении науки и религии Аверроэе был одним из основоположников ставшего в дальнейшем весьма популярным учения о «двойственной истине». Согласно этому учению, в принципе и в конечных выводах философия и религия должны приводить к одной и той же истине. Но религия, предназначенная для «толпы», основывается на авторитете откровения и облекает истины в образную, аллегорическую форму. Философия же, доступная лишь немногим, постигает истину в адэкватной форме путем чистого умозрения. Для масс нужно оставить веру, ибо она «налагает узду на людей из народа».

Человеческая душа, по мнению Аверроэса, лишь степенью, а не по существу отлична от животной души. Она есть способность тела, связанная с мозгом.

Следует отметить одно замечательное высказывание' Аверроэса по вопросам общественной жизни. Он указывает на рабское состояние женщины, на то, что общественный строй не позволяет ей проявить своих способностей. Женщина, заявляет Аверроэс, способна ко всему, чем занимается мужчина, вплоть до участия в управлении государством.

Аверроэс — последняя крупная фигура арабской философии. В лице его арабская философия достигла своего апогея. Ее развитие заканчивается к середине XIII в. В арабской Испании растут феодальные раздоры. Одновременно христианские народы переходят в наступление и наносят маврам в 1212 г. решительное поражение. После 1248 г. арабы почти целиком вытесняются с Пиренейского полуострова. За ними сохраняется лишь одна Гренада, в течение двух столетий выдерживающая натиск христиан.

В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Аверроэса и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались еврейскими и христианскими философами, но в самом мусульманском мире наступило господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли. Рукописи философских и научных работ, ценившиеся некогда на вес золота, уничтожаются или теряются. Большинство произведений арабских философов дошло до наших дней или в марокканских списках, или — еще чаще — в еврейских переводах.

Список использованной литературы.

  1. Трофимов В.К. Основы философии: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013
  2. Стрельник, О.Н. Философия: Пособие для сдачи экзамена / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 251 с.
  3. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 561 с.



Информация о работе Византийская и арабская философия в Средние века