Виртуальный мир в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:21, реферат

Описание

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.84 Кб (Скачать документ)

Я-концепция, как правило, рассматривается в трех подструктурах: когнитивной (качества, способности, внешность, самосознание), эмоциональной (самоуважение, себялюбие, самоуважение) и оценочно-волевой (самооценка, уровень притязаний).

Каждая из названных выше подструктур (в нашем случае - самосознание) может быть аналитически рассмотрена в целом ряде модальностей: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-перспективное, Я-фантастическое, Я-зеркальное, Я-физическое.

Согласно классическому  психоанализу (З. Фрейд) "Я" является одним из структурных компонентов  психики человека ("Оно", "Я", "Сверх-Я").    В Я-концепции З. Фрейда самосознание как бы находится на службе бессознательных влечений, импульсов и его активность всецело определяется существованием сферы этих импульсов, влечений. Находясь под постоянным давлением неосознанных сексуальных влечений , с одной стороны, и требований реальности, с другой, самосознание выступает в качестве приспособления человека к окружающему миру. Эту функцию самосознание выполняет при помощи особых механизмов психологической защиты: одни импульсы оно подавляет (механизм вытеснения), другим дает проявиться в социально приемлемых формах (механизмы рационализации, проекции, сублимации и т.п.), третьи позволяют сознательно отождествиться с объектами любви (механизм идентификации), но в любом случае возникают отклонения, скрывающие от сознания конкретного человека истинную природу психических явлений.

Под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний (образ  Я) и складывается эмоционально-ценностное отношение к себе. Теоретической основой экспериментальных исследований самосознания, его структурной организации, понимания источников развития выступают методологические принципы личностного подхода, единства сознания и деятельности, принцип развития и другие.

Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный. В когнитивном компоненте как результат самопознания выступает система знаний личности о себе, а в эмоциональном как результат самоотношения, - устойчивое обобщенное отношение личности к себе. Некоторые авторы, не ограничиваясь выделением в самосознании когнитивной и эмоциональной компоненты, добавляют к последним саморегуляцию.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                 Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» не в смысле невозможности доказательного его решения, а в том смысле, что развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

                  Место сознания в структуре  бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто  работающее, соучастное бытию, существенное  для жизни, а не как нечто  эпифеноменальное, существующее вне  и над жизнью. Сознание проявляет  себя не только в отношении  к действительности. Оно есть  и отношение в действительности, т.е. оно есть и реальное  дело. Очевидно, что между этими  двумя ведущими типами отношений  к миру имеются не только  существенные различия, но и реальные  противоречия, преодоление которых  отнюдь не просто, как не просто  преодоление противоречий между  сознанием и деятельностью, мыслью  и словом, словом и делом. Единство  сознания и деятельности, о котором говорят философы, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точнее, оно должно строиться постоянно.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  3. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. - № 10.
  4. Марголис Дж. Личность и сознание. М., 1991.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.

 


Информация о работе Виртуальный мир в философии