Виртуальный мир в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:21, реферат

Описание

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.84 Кб (Скачать документ)

               Существует проблема природы человека, его места в мире, его отношений к миру и в мире, вопрос о смысле жизни человека и т.п. Фундаментальной особенностью человеческого способа жизни здесь полагается его сознание. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конституирует его особый онтологический статус, способ его бытия. Бытие человека включает в себя как неотъемлемый момент сознание. Человеческое бытие - это осознанное бытие.

                С возникновением человека сознание становится присуще бытию, оно обретает статус бытия. С. Л. Рубинштейн писал, что "существует не только материя, но и сознание: сознание "не меньшая" реальность, чем материя"; обычно говорят, что "раз материя существует вне и независимо от сознания, значит, и бытие существует вне и независимо от сознания. Но эта абсолютизация гносеологического отношения отрицает то, что сознание существует в бытии".

            Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере (не в плане субъект - объектного отношения), а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.

            Традиционная трактовка сознания состоит в отождествлении его с самосознанием - с знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Например, в психологическом словаре сознание определяется как "отношение к миру со знанием его объективных закономерностей".

              С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто "сталкивается" с объективным миром, не просто "адаптируется" к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практически действуя, субъект "втягивает" в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

             Поэтому сознание в первую очередь включает в себя содержание глубоко реалистического, жизненного, социального опыта человека.

Сознание человека изначально включено в практику его жизни. Все действия человека сознательны, иное дело - уровень  их осознания. Сознание, понимаемое как  отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень  самосознания. Неразличение в философии  и психологии этого обстоятельства привозит к подмене сознания самосознанием, к искажению картины человеческой реальности.

              Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое содержание сознание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, "отпечатано" в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной реальности, социальных реально-практических отношений.

           В таком случае вместо однородной плоскости сознания выявляются его глубинные слои. Сознание оказывается многомерным, объемным. Оно оказывается причинно обусловленным на различных одновременно существующих уровнях, на уровне механики социального, механики бессознательного, механики знаковых систем культуры и т.д.

           Сознание представляется составленным из наслоений генетически разнородных, в разное время возникших и по разным законам движущихся структур. И уж конечно, сознание в этой своей объемности, в своих многочисленных измерениях не охватывается самосознательной работой размышляющего о себе и мире индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРИРОДА САМОСОЗНАНИЯ

    1. Формирование самосознания

             Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определённые формы самоотнесённости, т.е. некоторый вид самосознания. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определённый механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту.

                Следующий, более высокий уровень  самосознания связан с осознанием  себя в качестве принадлежащего  к тому или иному человеческому  сообществу, той или иной культуре  и социальной группе. Наконец, самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других и вместе с тем в чём-то уникального и неповторяемого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

                 Однако самосознание – это  не только разнообразные формы   и уровни самопознания. Это также  всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление  себя с определённым, принятым  данным человеком идеалом «Я», вынесение некоторой самооценки и – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.

                   Отношение человека к самому  себе необходимо опосредованно  его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в  результате внутренних потребностей  изолированного сознания, а в  процессе коллективной практической  деятельности и межчеловеческих  взаимоотношений. Как показывают  современные исследования, в процессе  развития самосознания осознание  себя и осознание другого человека  в качестве похожего на меня  и вместе с тем отличного  от меня возникают одновременно  и предполагают друг друга. 

 

    1. Предметность и рефлексивность самосознания

              Самосознание существует не только  в различных формах и на  разных уровнях, но и в разной  степени проявленности и развёрнутости.  Когда человек воспринимает какую-то  группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо  связано осознание «схемы тела»,  места, которое занимает его  тело в системе других предметов  и их пространственных и временных  характеристик, осознание отличия  сознания этого человека от  воспринимаемых им предметов  и т.д. Однако все эти факты  сознания находятся в данном  случае не в его «фокусе», а  как бы на его «периферии».  Непосредственно сознание человека  нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его  познавательный процесс не входят  непосредственно в круг предметов  его сознательного опыта. Самосознание  в этом случае выражается как  бы «неявным» образом. 

               Явные формы самосознания, когда  те или иные феномены сознания  становятся предметом специальной  аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно  отметить, что рефлексия – это  всегда не просто осознание  того, что есть в человеке, а  всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выхода из границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознаёт себя как «Я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающегося его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чём-то ещё более укрепиться. В процессе в результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

             Если же человек пытается рефлексивно  осознать особенности своей личности, осмыслить себя в целом, то  возможностях ошибки ещё больше. Дело не в том, что человек  в целом не открывается себе  в акте индивидуальной рефлексии,  а обнаруживается наиболее всестороннее  в своих отношениях с другими  людьми, в своих действиях и  социально значимых поступках.  Последние наиболее адекватно  могут быть поняты как раз  другими. Другой человек, судящий  о данном человеке извне, нередко  может лучше понять его, чем  последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек  учитывает объективную оценку  себя, возникающую в процессе  коллективной деятельности и  взаимоотношений с другими людьми, он  и сам может судить о  себе более точно. 

             Итак, феномен самосознания, который  кажется чем-то очень простым  и самоочевидным, в действительности  оказывается очень сложным, многообразным,  находящимся в весьма непростых  отношениях со своим носителем,  развивающимся и изменяющимися  в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.

 

3.Самонаблюдение и самооценка

Самооценка – компонент  самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет  субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с  задачами разной трудности и с  требованиями окружающих.

Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)  препятствует выполнению указанных функций.

Адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. При некоторых условиях расхождения между самооценкой и оценкой окружающих может возникнуть острый внутриличностный конфликт.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных  частных методов, или методик. Основными  методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Ввиду роли, которую в  методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, – не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

Автоматическая природа  нашей обычной жизни является главным врагом самонаблюдения и самовспоминания. Автоматическая жизнь может использовать и поглотить всю энергию нашего внимания. Целенаправленные занятия самонаблюдением и самовспоминанием могут привести к пониманию того, как эта автоматическая утрата энергии проявляется лично у вас, и это постепенно приведет к восстановлению чрезвычайно больших количеств энергии, которую вы сможете использовать для целей своей подлинной, изначальной природы.

Самовспоминание включает в  себя самонаблюдение, так что отрицать, что вы испытываете страх, когда  вы действительно его испытываете, – это не самовспоминание, а фантазия. Более того, активное отрицание эмоций иногда приводит к тому, что эти эмоции лишь приобретают дополнительную энергию. Но ведь вы хотите иметь энергию для самонаблюдения и самовспоминания, а не растрачивать ее целиком на свою борьбу со страхом.

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ - получение  эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними. Субъект самонаблюдения, выступающий в то, же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; данные его наблюдения не могут, поэтому не быть субъективным".

 

    1. Самосознание как соотнесенность "Я" человека с самим собой

Я-физическое, являясь продуктом  самосознания, представляет собой один из компонентов Я-концепции человека. В свою очередь, Я-концепция (различение Я и не Я) входит в структуру сознания (наряду с сознанием, целеполаганием и отношением).

Необходимость гуманизации  образа человека, который обеднен  и упрощен практической реализацией  биологически ориентированных теорий, привела к возникновению психологических представлений о формировании Я-концепции. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, а описательную составляющую Я-концепции называют Образом Я.

Информация о работе Виртуальный мир в философии