Виртуальный мир в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 03:21, реферат

Описание

В мире вокруг нас нет ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые в отличие от материальных существуют только в головах людей как производные от материальных, как результат их отображения, устанавливают содержание сознания.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 39.84 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

В мире вокруг нас нет  ничего удивительнее и загадочнее за человеческий разум, интеллект, сознание. Стало обычным высказывание: все, что существует вне нашего сознания, является ничем другим, как конкретной разновидностью и формами материального. Идеальные, духовные явления, которые  в отличие от материальных существуют только в головах людей как  производные от материальных, как  результат их отображения, устанавливают  содержание сознания.

            Проблема сознания всегда привлекала  пристальное внимание философов,  ибо определение места и роли  человека в мире, специфики его  взаимоотношений с окружающей  действительностью предполагает  выяснение природы человеческого  сознания. Для философии эта проблема  важна и потому ,что те или  иные подходы к вопросу о  сущности сознания, о характере  его отношений к бытию затрагивают  исходные мировоззренческие и  методологические установки любого  философского направления. Естественно,  что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда  имеют дело с единой проблемой:  анализом сознания как специфически  человеческой формы регуляции  взаимодействия человека с действительностью.  Эта форма характеризуется прежде  всего выделением человека как  своеобразной реальности, как носителя  особых способов взаимодействия  с окружающим миром, включая  управление им.

           Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве  носителя определённой активной  позиции по отношению к миру, т.е. к самосознанию. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка  своих возможностей, которые являются  необходимым компонентом всякого  сознания, и образуют разные формы  специфической характеристики человека. И здесь может возникнуть проблема  собственного «Я».

 

 

ГЛАВА 1

СОЗНАНИЕ КАК  НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Возникновение и развитие сознания

Сознание оторвалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное, независимое существование. Такое сознание не имело никакого отношения к мозгу, дух не рождался, не возникал: оно жило своей собственной жизнью, развивалось, продолжало явления природы и истории. Идеалисты утверждали, что сознание может быть понятым только из самого себя.

В мире всегда существовали две самостоятельные субстанции - материя и сознание. Сознание, как  и материя есть вечной, оно не возникает и не рождается. Соответственно отпадала необходимость решения  вопроса о его возникновении.

Никто, в том числе и  наши предки не заметил появления  разума на земле, "человек вошел  в мир бесшумно". Сознание возникло "между двумя индивидами": на "точечном уровне" состоялась некоторая "мутация от нуля ко всему". Поэтому  конкретный механизм разума, сознания, по мнению Тейяра де Шардена, постичь  невозможно.

Вопрос о происхождении  и сущности сознания связывается  с рассмотрением материи, которая  способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность  понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как  высшую форму ее атрибутивной свойственности - отображения.

Мировое философское мнение ХХ ст. Преимущественное внимание уделяло  роли субъективных факторов в существовании  и функционировании сознания. Вопрос сознания становится предметом постоянной сосредоточенности и поиска зарубежной философии этой эпохи. Большинство  представителей разных философских  школ подчеркивали, что в их теоретических концепциях в противовес предыдущей "метафизике" речь будет идти о перестройке "особенной онтологии человеческого сознания и субъективности".

Относительно мировой  современной философии, то ее трактовка "онтологии субъективности и сознания" не однозначна. Представители различных  школ описывали сознание а его  существенной "чистоте" и феноменальной  выразительности, или фиксировали  жизнь сознания на феноменально-телесном уровне, или проявляли  детерминацию сознания через языковые и другие структуры несознательного - психоанализ, структурализм.

За последние 15-20 лет философия  сознания в англоязычных странах  заметно перестроилась. Она взяла  курс на сближение с природознанием, на разработку  "научной метафизики", приобрела более эмпирический, натуралистический  вид. Сегодня опыты философов  сосредоточились  на соотношении "духа" и "тела", физических и психических  состояний. Много внимания уделяется  вопросам , которые возникают на границе философии и языка, когнитивной психологии и компьютерного моделирования сознания.

Многоуровневый характер сознания обусловливает разные подходы  к ней. Оно изучается и описывается  разными науками: эволюционной теорией, медициной, кибернетикой, психологией, физиологией, антропологией, а также  некоторым образом художественной литературой, искусством и др.

Принимая во внимание достижения современных наук, философия углубляет  теорию сознания, придавая более адекватного  характера понятийному возобновлению  процессу становления, возникновения  и развития сознания.

Сознание современного человека является продуктом всемирной истории, результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности, многих поколений людей. Сознание имеет  не только свою социальную историю, а  и природную  предысторию - развитие своих чисто биологических предпосылок.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощцщающей  и далее к материи, которая  обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного  отражения, переход от отражения  как всеобщего свойства материи  (которое присуще любым видам  материального взаимодействия) к  использованию следов, отпечатков воздействия  одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в  неживой природе, след, отпечаток  воздействия одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром его собственной активности. Например, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-либо активности камня. Следует заметить, что та схожесть следа воздействия с отражаемым предметом, их физическое подобие, которые мы в обыденном сознании привычно ассоциируем с образностью (например, отражение зеркале или на гладкой поверхности воды), являются ситуациями простейшего отражения. В этом случае хотя и существует отражение, однако образа в точном смысле слова ещё нет. Зеркало совершенно «равнодушно» к тому, что отражено в нём, образ как образ как образ существует в этом случае для нас, а не для зеркала. Само структурное подобие копии и оригинала ничего ещё не говорит о возможности использовать эффекты отражения для ориентации в окружающем мире, для осуществления определённой активности, построения определённого движения. Эта ориентация, активность предполагают использование результатов внешних воздействий в качестве ориентиров, несущих определённую информацию об окружающей среде. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, информационным.

Очевидно, что возникновение  информационного отражения предполагает существование материальных систем, способных не просто испытывать внешние воздействия и соответственно изменять своё состояние, а активно строить своё движение во внешней среде. Этими возможностями построения движения, возможностями ориентации во внешней среде обладают лишь некоторые классы материальных систем. На основе заложенной в них внутренней программы, закодированной в их материальном субстрате, у них появляется способность активно относиться к предметам и явлениям внешнего мира как к ориентирам для существования самодвижения.

Активная деятельность материи  выходит за рамки обычных перемен  и обычных взаимодействий. Она  предусматривает существование  в материи другого свойства, родственного с раздражительностью и ощущением. Этот признак материи является не иначе, как свойством отображения.

С появлением психики возникает  сигнальное, образное отображение действительности в виде идеальных образов - ощущений, восприятий, представлений. Психическая  форма отображения действительности является вершиной природной эволюции форм отображения. Она является биологической  предпосылкой возникновения человеческого  сознания.

         Предметная отнесенность образа  предполагает правильное, адекватное  отражение внешнего мира. Однако  это не пассивное, «зеркальное»  отражение. Оно формируется и  проявляется в активном взаимодействии  с внешним миром при решении  жизненных задач. Образ поэтому заключает в себе не только чисто познавательный аспект, с ним связана всегда известная оценка отражаемой ситуации, активное отношение в ней субъекта отражения, что предполагает эмоциональный аспект процессов психического отражения. Реализация же поведения на основе психических образов предполагает мобилизацию имеющегося опыта отражения, т.е. деятельность памяти и внутреннюю активность волевых усилий. Таким образом, психическое отражение, формирование и использование психических образов представляет собой органическое единство познавательных и эмоциональных процессов, работы памяти и активности волевой сферы психики.

  1. Структура сознания

               Если упрощенно рассмотреть структуру сознания, то она будет выглядеть так. Возьмем чистый, трансцендентный дух как истинное эго (в противоположность ложному эго), тогда различение будет индивидуальной частью духа, то есть душой. Это те части, с которыми мы должны соединиться, чтобы достичь освобождения, для этого необходимо откинуть внешние наслоения: перестать отождествлять себя с формой- внешностью, то есть телом, перестать отождествлять себя со своими ощущениями внешнего мира, откинуть все представления и фиксированные идеи, разрушить опыт, сформированный в этом мире, в этой и прошлых жизнях. Другими словами необходимо соединиться со своим источником, при желании можно разрушить и различение.

             Рассмотрим то же самое в обратном порядке. То, что дает нам сознание – это частица божественного духа, которая перерождается в разных мирах из жизни в жизнь. В человеке начинает формироваться сознающая душа, которая является индивидуальной эволюционирующей частицей, она приобретает опыт в своих перерождениях, также, мы имеем внешнюю личность, формирующуюся на основе приобретенного опыта в этом материальном мире, на основе этого опыта у нас формируются представления и фиксированные идеи. Дальше, у нас имеются ощущения, органы чувств, с которыми мы часто себя отождествляем, и, наконец, форма-внешность, или наше тело, без которого мы себя не представляем. В обычной жизни люди отождествляют себя со всеми этими наслоениями, живут в них. Все что требуется, для достижения истинного сознания – это отождествиться с ним, откинув внешние оболочки. На самом деле это не так просто сделать.

 

  1. Сознание и язык

           Возникновение и развитие сознания  как социально-культурного явления,  специфически человеческой формы  отражения неразрывно связано  с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм познания.

           Наряду со словесным разговорным  языком сознание может быть  выражено, объективировано и в  материальных явлениях иного  рода, которые в этом случае  так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определённой социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или чёрточек на бумаге. Определённый смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определённый смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвящённого могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определённая идея национального, государственного, религиозного и т.д. сознания.

              Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие её организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого духовного производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

 

 

 

 

  1. Сознание как философско-научная проблема

           Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

            Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. В психологии пока не только отсутствует теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека), гипотез, способных быть основанием отдельных исследований. Как правило, решаются лишь частные вопросы, связанные с отдельными особенностями самосознания (самооценка, образ Я, представление о себе и т.п.) В целом же проблема "Я - сознание" в психологии остается, по сути дела, даже не сформулированной.

Информация о работе Виртуальный мир в философии