Виртализация общевства в социуме, философии и науке

Автор работы: g****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:41, реферат

Описание

Данное обстоятельство ставит перед философией очень важные и еще недостаточно проработанные проблемы, касающиеся как самих фундаментальных вопросов статуса реальности, так и социально-философских проблем связанных с тенденциями развития общества. Современные исследователи справедливо говорят о виртуализации общества, и темпы этого процесса, как совершенно очевидно, нарастают. Он, несомненно, принес и несет некие блага обществу, но он одновременно приносит и проблемы, решать которые еще предстоит.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

       Очевидно, что виртуальные технологии - как, впрочем, и любые другие - несут с собой не только много преимуществ, но и целый букет неведомых доселе проблем. Однако прогресс остановить невозможно, и ясно, что, несмотря на заявления отдельных технофобов, виртуальная реальность, так или иначе, займет свое место в нашей жизни. Поэтому задача Человека Разумного - использовать свой разум так, чтобы извлекать из новых достижений максимум пользы (по возможности получая от этого удовольствие) - но никогда не допускать, чтобы виртуальная реальность стала ему иллюзорной заменой реального мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виртуальность философии и науки.

       В данной главе попытаемся проанализировать виртуальные пространства философии  и науки.

       В качестве исходного определения  мы примем определение Н.А.Носова: «Виртуальной реальностью называют реальность, продуцируемую порождающей константной реальностью». [10, c.27]

       Виртуальная реальность, независимо от ее происхождения  имеет следующие свойства: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность.  
         Порожденность. Виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней. 
        Актуальность. Виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность. 
       Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуальной реальности своя «природа»). 
       Интерактивность. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них. [11, c.5]

       Плюрализм философских учений, существовавший с момента возникновения философии, и существующий в настоящее время, на наш взгляд, является одним из важнейших аргументов, подводящих  нас к выводу о том, что любое  философское учение рисует виртуальную картину реальности. Виртуальность философской реальности отличается, прежде всего, своей общностью, обобщенным, мировоззренческим взглядом на мир.

       Актуальность  философской реальности определяется, прежде всего, тем, что определенное философское учение всегда достаточно четко «привязано» к конкретным историческим и социокультурным условиям. Виртуальная реальность, определяемая философскими учениями или направлениями, всегда действительно существует «здесь и теперь». Это определяется тем, что философия стремится найти мировоззренческие, обобщающие ответы на вопросы, волнующие конкретное общество на определенном этапе его развития.

       Автономность философской виртуальности представляется, прежде всего, экзистенционально определенной, ибо не следует забывать, что носителями философии являются конкретные люди, каждый из которых представляет собой уникальный, неповторимый духовный мир, который, несомненно, автономен. Столь же автономно и сообщество людей, которые придерживаются определенного философского учения.

       Автономность  как особенность виртуальности  философии проявляется также  и в том, что творцы оригинальных философских учений задают определенные представления о пространстве и  времени. Эти представления своеобразным образом «помещали» представителей философских учений и их последователей в соответствующие «пространства» и «времена».

       Интерактивность. Виртуальная реальность философии на всем протяжении ее существования находилась во взаимодействии с реальностями, которые оказали влияние на ее порождение. Философия унаследовала от них ряд важных черт и особенностей. Разумеется, это влияние было не равнозначным, а, даже в определенные исторические моменты фиксировались обратные влияния. Например, в средние века, когда  религия была доминирующим фактором развития культуры западноевропейского общества, она полностью подчинила себе философию. Но в то же время нельзя не согласится с тем, что богословие, как в христианстве, так и в исламе, в своем возникновении и эволюции определялось философскими учениями и их фундаментальными идеями. Интерактивность философии проявляется также в определенном влиянии ее на науку. Об этом свидетельствуют учения Нового времени в лице ее творцов – И.Ньютона, Ф.Бэкона, Р.Декарта, Г.В. Лейбница и др., которые были не только философами, но и талантливыми учеными, внесли заметный вклад  в различные науки. [4]

       Философия демонстрировала на протяжении всей своей истории интерактивность, влияние на все стороны человеческой культуры. Данное влияние следует  рассмотреть не только как влияние одной виртуальной реальности (в данном случае – философской) на другую виртуальную реальность. Здесь следует подчеркнуть и влияние философии, как на виртуальную реальность, так и на константную реальность, то есть ее порождающую. Это влияние носит сложный и опосредованный характер, проявляющийся не всегда явно и «сейчас».

       Наука и философия возникли одновременно как единый комплекс знаний, который  к тому же еще был недостаточно отдифференцирован от мифологии. А  это означает, что правомерно говорить о виртуальности науки в том же смысле, в каком выше говорилось о виртуальности философии  по крайней мере, в период становления. Рассмотрим, обладает ли она выделенными в начале главы свойствами, характерными для виртуальной реальности.

         Порожденность. Виртуальная реальность науки порождается объективной константой реальностью, которая существует вне, независимо и до человека и человечества. Константная реальность в данном случае не является эмпирической реальностью, поскольку последняя конструируется в рамках научного исследования; ее составляют факты являющиеся не только результатом наблюдения и эксперимента, но и определенного воздействия теории, идеальных теоретических объектов.

       Отличительной особенностью виртуальной реальности науки является наличие идеальных теоретических объектов, которые ее составляют. Они обладают объективным, идеальным существованием; они существуют лишь в процессе научного исследования, в процессе активной интеллектуальной деятельности познающего субъекта. Последняя направлена на познание, освоение константной реальности, но в том виде как она осваивается наукой, она до конца быть познана не может, поскольку наука познает ее с помощью абстрактных идеальных объектов (понятий, суждений, умозаключений). Они по своему содержанию порождены объектами константной реальности, но это содержание беднее, чем содержание объектов константной реальности.

       Актуальность. Это свойство виртуальной реальности науки обусловлено тем, что она существует лишь в процессе активной познавательной деятельности познающего субъекта. Поэтому реальность науки существует всегда «здесь и теперь».

       Автономность. Несмотря на то, что виртуальная реальность является порождением константной реальности, она обладает автономностью. Она выражается в том, что в этой реальности имеет место своеобразное пространство время и законы существования. Следует иметь в виду, что почти все науки стремятся выявить законы своей предметной области исследования, особенности ее пространства и времени. Для исследователя «находящегося» в виртуальной реальности науки, пространство, время, законы носят абсолютный характер, более того, он стремится утвердить их вечный характер.

       Интерактивность виртуальной реальности науки является вполне очевидным свойством, поскольку данная виртуальная  реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями. Во-первых, в силу кумулятивного характера развития науки, вновь создаваемые научные теории в том или ином виде взаимодействуют с уже существующими. Во-вторых, результатом взаимодействия сосуществующих научных дисциплин может явиться возникновение  новой научной дисциплины с собственной предметной областью исследования, например, физическая химия, бионика, экономическая социология и т.п. В-третьих, виртуальная реальность науки взаимодействует с константной порождающей реальностью: с одной стороны, константная реальность не только порождает виртуальную, но и в определенной мере определяет направления научных исследований, стимулируя исследования в одних областях и тормозя в других; с другой стороны, результаты научных исследований используются для преобразования константной реальности в интересах человека и общества, удовлетворяя те или иные их потребности.

             Философия и  наука представляют собой своеобразные виртуальные реальности, отличающиеся друг от друга по роду особенностей как своеобразные  сферы духовной культуры человечества. И в тоже время они сходны по свойствам своей виртуальности. Это дает основание для утверждения о том, что и другие сферы культуры, а значит, и культура в целом могут быть рассмотрены в качестве своеобразных виртуальных реальностей. 
 
 
 
 

    1. Заключение.

       Очевидно, что влияние виртуальных пространств  на общество не ограничивается только традиционными видами виртуализации, а затрагивает и другие ее виды. Это особенно характерно для современного общества.

       Виртуализация общества в настоящее время носит  всеобщий характер. Она касается практических всех элементов общества: экономики, политики, науки, литературы, искусства, семьи. Сущность развития процесса виртуализации  общества состоит в нарастающем замещении вещной среды образами.

       Вполне  разумным, правильным и своевременным  является стремление всесторонне изучить  возможности виртуальной реальности, степени ее проявления, ее позитивные и негативные стороны. Глубокое и  всестороннее изучение этого явления открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

       Философия как специфическая интеллектуальная деятельность, вполне отвечает критериям  виртуальной реальности. Вместе с  тем, следует подчеркнуть, что виртуальность  философской реальности относительна, прежде всего, к той константной, объективной реальности, порождением которой она является. К тому же следует принять во внимание многообразность философских учений, часть из которых носит явно научно ориентированный характер и в которых философия стремится предстать в качестве науки. 

       Список  использованной литературы

  1. Гасилин В.Н., Тягунова Л.А. Виртуализация социума, Саратов, 2007
  2. Иванов.Д.И. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.,2002
  3. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. - М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997.
  4. Тягунова Л.А. Виртуализация социума: сущность и тенденции : автореф. дис. … канд. филос. наук., Саратов, 2006
  5. Бюль Bühl A. Die virtuelle Gesellschaft. Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cybersprace. Opladen, 1997.
  6. Халаджан Н.Н. Манифест авторизованного образования. - М.: Московский Экстерный Гуманитарный Университет, 1993.
  7. Халаджан Н.Н. Теория и методы авторизованного образования. - М.: Московский Экстерный гуманитарный университет, 1998.
  8. Варон Э., Харрелд Х. Cредства виртуальной реальности спасают Украину от ядерного бедствия // Computerworld № 13, Москва, 1998.
  9. Тезисы докладов на конференции "Технологии виртуальной      реальности". Москва, ГосНИИАС,- 1995.
  10. Носов Н.А. Виртуальная психология. М.,2000
  11. Носов Н.А. Манифест виртуалистики//Труды лаборатории виртуалистики. М., 2001 Вып.15
  12. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Document HTML. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml

Информация о работе Виртализация общевства в социуме, философии и науке