Виртализация общевства в социуме, философии и науке

Автор работы: g****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:41, реферат

Описание

Данное обстоятельство ставит перед философией очень важные и еще недостаточно проработанные проблемы, касающиеся как самих фундаментальных вопросов статуса реальности, так и социально-философских проблем связанных с тенденциями развития общества. Современные исследователи справедливо говорят о виртуализации общества, и темпы этого процесса, как совершенно очевидно, нарастают. Он, несомненно, принес и несет некие блага обществу, но он одновременно приносит и проблемы, решать которые еще предстоит.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Введение

                     “... изменяя пространство, покидая пространство нашего обычного восприятия, мы начинаем общаться с пространством таким способом, который физически невозможен: Ибо мы изменяем не пространство, а себя.”

           Гастон Бахлард. Поэзия пространства. 1964

       В связи с развитием компьютерной техники и программного обеспечения к концу ХХ в. сформировалась новая виртуальная реальность, влияние которой на процессы, происходящие в обществе, растут лавинообразно и касаются практически всех областей общественной жизни.

       Данное  обстоятельство ставит перед философией очень важные и еще недостаточно проработанные проблемы, касающиеся как самих фундаментальных вопросов статуса реальности, так и социально-философских  проблем связанных с тенденциями  развития общества. Современные исследователи справедливо говорят о виртуализации общества, и темпы этого процесса, как совершенно очевидно, нарастают. Он, несомненно, принес и несет некие блага обществу, но он одновременно приносит и проблемы, решать которые еще предстоит.

       Создание  социальных моделей на основе идей виртуальности произошло практически одновременно в Канаде (Майкл Вэнстейн, Артур Крокер), в Германии (Ахим Бюль, Михаэль Паэтау), в России (Д.В. Иванов)1. Концептуальные построения А. Бюля, А. Крокера, М. Вэйстейна строились по аналогии с социальной философией марксизма. Это было в 90-х г. ХХ в., но само понятие виртуала было введено Н.А. Носовым и О.И. Генисаретским в качестве особого типа событий в 1986 г.2, что фактически и привело к возникновению нового научно-философского направления, получившего название виртуалистики.[1,с.5]

       Броское слово "виртуальность" осваивается  разного рода аналитиками современного общества - от философов и культурологов  до политиков и журналистов. С  точки зрения социолога, это распространение  новой терминологии весьма симптоматично. Во-первых, оно отражает зримое возрастание роли компьютерных технологий в повседневной жизни людей. Но не менее впечатляет тенденция расширительного, метафорического использования понятия "виртуальная реальность". С его помощью в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. [2, с.7]

       Интерес представляет также и то, что разработанные  модели виртуальных реальностей  нашли практическое воплощение в  различных областях: в борьбе с  ошибками летчиков3, при разработке методов излечения алкоголизма4, бронхиальной астмы, язвенной болезни5, в терапии психических аномалий ребенка6 и др. 

  1. Историко-научное  и философское  понимание виртуальной реальности.
 

       Авторы  всех существующих сценариев развития общества в XXI веке, какими бы смелыми ни были их прогнозы,  не смогли предвидеть такое совершенствование техники, которое привело к компьютерной революции,  совершенно преобразовавшей наш мир. Произошедшая посредством компьютерных технологий информатизация общества вывела развитие взаимосвязей на новый качественный уровень, что позволило говорить о существенном преобразовании, происходящем во всей культуре человечества. Такие понятия, как «виртуальность», «виртуальный мир», ранее используемые только в физике, исследователями стали использоваться при изучении влияния процессов информатизации и компьютеризации на общество и постепенно перешли в разряд более высокого рода понятий. Возникла необходимость философского осмысления указанного феномена.

       Исторический  опыт использования термина “виртуальный”  отразился в его современной  трактовке. В современной западной культуре латинское virtus понимается в четырех значениях. С одной стороны - это моральная ценность, благо, добродетель, с другой - некая актуально существующая и действующая реальность, с третьей стороны - некий артефакт, с четвертой, “виртуальный” - чаще всего синоним возможного потенциального, мнимого, нереального [3, с.81].

       В своих исследованиях проблемы историко-научного понимания виртуальности Тягунова Л.А. замечает, что само понятие виртуальности не новость для философии и имеет историю, практически сравнимую с историей существования философии. Возникновение проблематики виртуальности в западноевропейской философии связано с формированием объективного идеализма Платона, согласно которому окружающая нас действительность – это всего лишь иллюзия, являющаяся проявлением Абсолюта,  или истинной реальности, недоступной познанию. Возникшая в   XVII в. наука, экспериментально-математическое естествознание, которое сформировало «научную картину мира», попыталось принципиально исключить дуализм и иерархию различных реальностей.  Однако виртуальность проникла и в науку Нового времени и сыграла существенную роль благодаря вариационным принципам в объяснении перемещений в пространстве. [4]

       Первоначально понятие «виртуальный» было введено  в классической механике (Г. Галилей, И. Бернулли) для объяснения перемещений в пространстве. Галилей ввел понятие «виртуальный момент» - то, что способно производить перемещение. Реальное перемещение тела в пространстве – это реализация одного из множества виртуальных перемещений. Понятие виртуального перемещения в классической механике лежит в основе вариационного принципа возможных перемещений, который определяет условие равновесия механической системы. Но подлинную популярность оно приобрело в квантовой физике благодаря введению понятия виртуальных частиц – ненаблюдаемых феноменов, которые обеспечивают взаимодействие реальных элементарных частиц.[1, с.17]

       Представления о виртуальности в классической физике, как, впрочем, и представления  о виртуальных частицах в квантовой  физике XX в., не оказали никакого существенного воздействия на социум. Влияние идей виртуальности, как уже указывалось, стало заметным с созданием компьютеров, информационных технологий, с появлением сети «Интернет». Оно не просто стало заметным, оно стало нарастающим и доминирующим.

             Общество уже было подготовлено к этому влиянию  своим предшествующим развитием. Это  влияние не было актуализировано  в каких-то понятийных формах, но оно  постоянно актуализировалось в различных практиках, составляющих человеческую культуру.

                Френсис Хемит считает, что идея виртуальной реальности родилась только благодаря тому, что некогда эволюция знаковых систем искусства привела к созданию кинематографа, соединившего в себе живопись, дизайн, драму, танец, музыку, фотографию и многое другое. По мнению психолога Н. Носова любое творчество - это и есть переход в мир виртуальной реальности.

                 Соглашаясь с перечисленными авторами, можно подчеркнуть, что именно человек - основной компонент системы создающий образы, новые технологии компонент второстепенный, но преобразующий сам результат процесса и его форму.

       Рассматривая  общество как открытую информационную систему, элементами которой являются люди, информационные процессы могут  быть разделены на внутренние (мышление) и внешние (коммуникации). Виртуализация, с одной стороны, - это процесс внешний (замещение информации в любой форме образом с помощью информационных технологий, структурирование и трансформация образов при использовании коммуникационных сетей), с другой стороны, - это процесс внутренний, так как только от человека зависит восприятие полученного образа - извлечение из него информации.

 
 
 

       2. Виртуализация современного  общества. Плюсы и  минусы.

                В настоящее время виртуализация проникла во все сферы общественной жизни, затронула все социальные институты. Это – возникновение виртуальных корпораций, виртуальных обществ («тусовок»), виртуальных развлечений, виртуальные проповеди и виртуальное отпущение грехов. Можно заработать деньги в виртуальном казино или украсть их, взломав виртуальный «замок» электронной защиты банка и т.п.

               Все перечисленные, а равно и не перечисленные взаимодействия осуществляются как виртуальные аналоги реальных социальных взаимодействий. При этом происходит замещение реального исполнения социальных ролей симуляцией. Виртуальные сообщества симулируют непосредственное присутствие в общении, создают подобие социальной близости людей. Виртуальные корпорации симулируют процедуры заключения контракта и существование организации как субъекта хозяйственной деятельности. Виртуальное казино симулирует соревнование и соблюдение правил партнерами по игре. Виртуальный взлом симулирует нарушение прав собственности вкладчиков банка. Виртуальный приход симулирует воспитание пастырем смиренной паствы.

              Столь интенсивное в последние годы использование технологий виртуальной реальности имеет социальный смысл - замещения социальной реальности ее компьютерными симуляциями. Этот социальный аспект развития компьютерных технологий явно превалирует над техническим аспектом. Обнаружение социального смысла развития технологий виртуальной реальности с необходимостью приводит социологов к идее использовать понятие виртуальности для объяснения общественных изменений.

               По мнению Ахима Бюля, с развитием технологий виртуальной реальности компьютеры из вычислительных машин превратились в универсальные машины по производству «зеркальных» миров. В каждой подсистеме общества образуются «параллельные» миры, в которых функционируют виртуальные аналоги реальных механизмов воспроизводства общества: экономические интеракции и политические акции в сети Internet, общение с персонажами компьютерных игр и тому подобное. Процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства - как места воспроизводства общества - пространством виртуальным Бюль называет виртуализацией. [5]

                Современные СМИ с применением мультимедийных и интерактивных технологий образуют коммуникационную систему, в которой реальность, то есть материальное и символическое существование людей, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором образы становятся уже не средством передачи опыта, а собственно опытом.

               Превращение в последние десятилетия XX в. социальной реальности в эфемерную, нестабильную явно взаимосвязано с возрастанием роли в жизни людей различного рода симулякров - образов реальности, замещающих саму реальность. Реальность не исчезает, она просто заменяется новой реальностью - виртуальной.

              Виртуальная реальность предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями.

              «Реальность общества эпохи Модерн - это овеществленная институциональная структура, делающая практики независимыми от устремлений индивидов. Индивид, находясь в социальной реальности институтов, воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить. В эпоху же Постмодерн индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и во всё большей степени воспринимает мир как игровую среду, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее» [ 2,c.76]

                Применительно к обществу в целом виртуализация предстает не как единый процесс, а скорее - как серия разнородных, но направленных сходным образом тенденций в различных сферах жизнедеятельности.

             Виртуализация коснулась в первую очередь сферы экономики. Производство любой вещи после двух столетий технологического прогресса не является больше реальной экономической проблемой. Массовое производство обеспечивает заполнение рынка огромным количеством практически однородных по своим качествам вещей, и само по себе производство является лишь предусловием современной экономики. Проблемой номер один для развитой экономики становится потребление, а точнее - превращение произведенных вещей в предмет потребления. Для потребителя эта проблема оборачивается проблемой выбора из многообразия марок - товарных знаков, призванных запечатлеть на вещах их особенность. В условиях массового производства и массового потребления в качестве товара выступает прежде всего знак. Социальный статус товарного знака определяет, каких денег стоит вещь, а не ее реальные свойства и не затраты труда на ее производство.

               «Происхождение» предложения ныне обеспечивается рекламой. Реклама создает образ товара или фирмы. Именно эти образы, а не реальные вещи обращаются на постмодернистском рынке. Физический объект рекламы перестает быть означаемым и становится «означающим» по отношению к рекламируемому образу. Поэтому собственно экономический процесс, то есть производство стоимости, покидает пашню, конструкторское бюро и сборочный конвейер и перемещается в офис маркетолога и консультанта, в рекламное агентство и студию масс-медиа. Производится не вещь (шампунь, костюм, автомобиль), а образ (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности).

Информация о работе Виртализация общевства в социуме, философии и науке