Виртализация общевства в социуме, философии и науке

Автор работы: g****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:41, реферат

Описание

Данное обстоятельство ставит перед философией очень важные и еще недостаточно проработанные проблемы, касающиеся как самих фундаментальных вопросов статуса реальности, так и социально-философских проблем связанных с тенденциями развития общества. Современные исследователи справедливо говорят о виртуализации общества, и темпы этого процесса, как совершенно очевидно, нарастают. Он, несомненно, принес и несет некие блага обществу, но он одновременно приносит и проблемы, решать которые еще предстоит.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

            Перемещение процесса создания стоимости в отрасли, ранее расценивавшиеся как непроизводительные, подтверждается и изменением структуры занятости. Доля занятых непосредственно в сфере «реального» производства (в так называемых первичном и вторичном секторах экономики) снижается, а доля занятых в сфере услуг, куда входят в числе прочего масс-медиа, маркетинг, консалтинг и рекламный бизнес, растет.

       Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация, виртуальные  деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки, и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой.

       В новой экономике симулируются базовые  компоненты экономических практик  Модерна - производство товара, инновация, организация труда, обладание деньгами, и, как следствие, виртуализируются институты - рынок, предпринимательство, фирма, финансы.

       Виртуализация не обошла стороной и политическую сферу общества. Борьба за политическую власть сейчас - это не конкуренция  программ действий. Проблема номер  один для развитой демократии - политическое участие, а точнее поддержание интереса к политическим программам и действиям политиков со стороны того большинства населения, которое теперь имеет право голоса, но не имеет способности и/или желания оценивать программы и действия и делать между ними выбор. Как результат, политическая борьба сегодня - это борьба образов - политических имиджей, которые создают рейтинги имиджмейкеры, пресс- секретари и «звезды» шоу-бизнеса, рекрутируемые па время политических кампаний.

       Реальные личность и деятельность политика необходимы лишь в качестве «информационных поводов», т.е. служат своего рода алиби для тех, кто формирует имидж. Они разрабатывают сценарии, слоганы, спецэффекты, для подачи которых публике проводятся акции, традиционно воспринимающиеся как политические.

       То, что избирательная кампания становится кампанией рекламной, а не политической в традиционном понимании этого  слова, диктует необходимость передачи основных функций по её ведению из рук профессиональных политиков  в руки профессионалов рекламной индустрии.

       Собственно  политический процесс покинул заседания  партийных и правительственных  комитетов, составляющих программы  реформ, распределяющих функции и  контролирующих их выполнение. Политика в настоящее время творится в PR - агентствах, телестудиях и на концертных площадках. Управление и политика в конце XX века разошлись так же, как разошлись производство и экономика.

       Современная политическая практика позволяет сформулировать аксиому: создание привлекательного образа, как ничто другое обеспечивает успех в борьбе за власть. Мы живем в эпоху политики образов и образов политики. Симуляция базовых компонент политических практик Модерна - идеологии, реформ, оргaнизации, общественного мнения - ведет к виртуализации институтов массовой демократии - выборов, государства, партий. И эта виртуализация допускает и провоцирует превращение глобальной компьютерной сети Internet в средство/среду политической деятельности.

       Интенсивная политизация киберпространства  наглядно демонстрирует, что новая политика строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и поступков изобилием образов.

       С помощью виртуальных технологий институциональный строй общества не ликвидируется, а симулируется, так  как он сохраняет атрибутику реальности, служит своего рода операционной средой, в которой удобно создавать и транслировать образы и которая открыта для входа/выхода.

       Internet - это средство и среда существования  без/ вне общества, если общество  трактовать в традиционном для  социальной теории ключе как  систему институтов. Общество как система, то есть как нормативная структура, не функционирует в процессе коммуникаций, осуществляемых через Internet.

       Д.И.Иванов полагает, что Internet позволяет расширить сферу возможных коммуникаций личности. Коммуникации, осуществляемые через Internet, не регулируются институциональными и групповыми нормами, которые направляют взаимодействия людей в их несетевой жизни и которые ограничивают сферу межиндивидуальных взаимодействий пространственно и персонально. Общение через Internet как раз и привлекательно обезличенностью, а еще более - возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. Анонимность дает свободу от ответственности за нарушение ролевых ожиданий, обусловленных статусом индивида.

       Конструируемость  личности в Internet дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. Индивид может симулировать принадлежность к любой социальной общности и за счет этого радикально расширить сферу возможных взаимодействий. [2,c.138]

       Понятие виртуальной реальности многозначно, а его гуманитарный и технологический аспекты являются сегодня основами наиболее перспективных и стремительно развивающихся направлений современной науки и культуры. Полионтологичный подход, предполагающий множественность реальностей, может быть использован для описания и понимания самых различных областей человеческой деятельности, в том числе образовательного процесса, медицины, а также служить целям безопасности жизнедеятельности человека.

       Ярким примером использования данного подхода в педагогике является авторизованная творческая педагогика академика Николая Николаевича Халаджана, получившая международное признание. Она ориентирует обучаемого на познание константного, фундаментального мира возможности, который гораздо богаче и разнообразнее мира действительности (ведь мир действительный - всего лишь одна из альтернатив мира возможности) [6, 7]. Познав мир возможности, обучаемый в своей будущей деятельности становится способен через познание его альтернатив воплощать их в мир действительности, при наличии большой настойчивости.

       В виртуале человек - творец может зримо, явственно воспроизводить различные  ситуации прошлого, настоящего, будущего. Он может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую реальность, новые педагогические системы, концепции новых видов искусства, будущие спектакли и т. д., то есть строить наглядный образ не только того, что может быть материализовано, овеществлено, но и того, что не может быть материализовано.

       Технологии  виртуальной реальности открывают  для авторизованного образования  большие перспективы. Они дают неограниченные возможности для образного воплощения творческих идей в киберпространстве, а затем - в реальной жизни. Эти технологии позволяют значительно сократить время обучения, поскольку включают в работу все органы чувств, а информация, воспринимаемая с помощью виртуальных технологий, приобретает образный и предельно понятный вид.

       В совместном использовании технологий виртуальной реальности и CD-ROM открываются  новые возможности для создания учебных авторизованных курсов на компакт - дисках. Такие курсы были бы более  эффективными за счет использования трехмерных идеограмм и гипертекста, а также доступа к огромному количеству информации, записанной на CD - ROM.

       М. Иванов утверждает, что возможно использование  виртуальной реальности в процессе психотерапии, но только под наблюдением  специалистов, с помощью специально разработанных методик и компьютерных программ [12]. Более того, он утверждает, что есть смысл усиленно работать в этом направлении, поскольку возможность моделирования реальности, предоставляемая современными информационными технологиями вполне может быть использована в целях психологической помощи и профилактики различных нарушений.

       Существующая система виртуальной реальности на данный момент в некоторых случаях, спасает общество от глобальных катастроф. "Средства виртуальной реальности спасают Украину от ядерного бедствия" - так называлась статья Э. Варона и Х. Харрелда. [8] Громкое название вполне оправдывает затронутую тематику - проект системы виртуальной реальности, являющийся частью крупномасштабной программы Министерства энергетики США, дал возможность специалистам предотвратить ядерную катастрофу, причиной которой грозило стать разрушение бетонного колпака над четвертым реактором Чернобыльской атомной электростанции.

       Вопрос  о виртуальной реальности не обошел и литературу. Жанр "Фэнтэзи" стал очень популярен из-за одного очень важного качества, которое делает книги, написанные в таком стиле международными. Действие в книгах жанра "Фэнтэзи" происходит в виртуальном пространстве, у которого нет ни времени, ни места и который совершенно не подчиняется законам обычного материального мира. Независимость таких книг от времени и места с одной стороны делает такие книги одинаково хорошо читаемыми во всех странах, поскольку не содержит никакой специфики реального мира, а с другой стороны позволяет полностью сосредоточиться на предметно, пространственно и временно независимых, а значит фактически "вечных понятиях".

       Сам факт существования и широкого распространения  жанра "Фэнтэзи" говорит о том, что объективная реальность "вечных ценностей", которые не зависят ни от конкретной страны ни от конкретного времени может быть очень просто представлена.

       Предпочтение  у читателя книгам, которые уводят его от реальности может быть также  связано с тем, что в связи  с общим кризисом идеологии человеку просто совершенно не интересно смотреть на окружающий его мир и значительно проще уйти в сказки и фантастические приключения.

       Вторжение виртуальности в нашу жизнь может  породить и различные проблемы.

       Виртуальность личности, практикуемая активными пользователями Internet, неизбежно вызывает отчуждение реального тела, статуса и т. д. Это стало причиной появления нового вида психической зависимости - зависимости от Интернет. От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. Вместе с все большей популяризацией Интернета увеличивается количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для людей, тогда как о методах лечения и о природе болезни известно очень мало.

       Термин "зависимость" (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в которые входят чрезмерное время, проводимое в сети, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве или же вялое функционирование в реальном мире.

       "Интернет-зависимость" - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Постановка правильного диагноза зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к Интернету, тем не менее, уже создана система критериев, представленная в четвертом издании книги Американской Психиатрической Ассоциации под названием "Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам". Из всех диагнозов, описанных в этой книге, как наиболее близкую модель можно использовать "патологическое влечение к азартным играм". Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами.

       Еще один немаловажный аспект изучения явления виртуальной реальности - это фактор манипуляции сознанием и подсознанием человека в системе виртуальной реальности.

       Мы  уже говорили о том, что сравнительно несложно привить зависимость нахождения в виртуальной реальности, что  обусловлено, прежде всего, объективными психологическими факторами. Таким образом, можно сказать, что и возможность манипулирования сознанием в системе виртуальной реальности - это факт, который уже мало у кого может вызвать сомнения.

       Вопросы манипулирования сознанием человека с помощью систем виртуальных реальностей обсуждались также на конференции "Технологии виртуальной реальности" в Москве в 1995 г. [9]  Участники конференции подтвердили то, что в имитационных реальностях можно создавать события, которые можно использовать в целях манипулирования сознанием пользователя. Кроме того, сами пользователи могут использовать мир виртуальной реальности для экспериментирования над своей психикой, например, испытывать необычные чувства, погружаясь в измененное состояние сознания.

       Отметим также и негативное влияние на литературу. Книги стиля "Фэнтэзи" обычно настолько международные, что совершенно свободно могут быть переведены на любой иностранный язык практически без потери внутреннего "духовного наполнения". Очевидно, что при отсутствии частных, национальных особенностей языка, страны и культуры, тематика и сюжет таких книг может быть достаточно ограниченным. Это говорит о том, что глубина тематики книги приносится в жертву её коммерческой стоимости. Если литература начинает подчиняться законам материального мира, то есть если её стоимость определяется не "вечными ценностями", а её продажной стоимостью, то, очевидно, это может привести только к упрощению и примитивизму.

Информация о работе Виртализация общевства в социуме, философии и науке