Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит 90 ответов на вопросы по дисциплине "Философия"

Содержание

• 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

• 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

• 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

• 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ

• 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

• 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

• 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

• 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

• 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

• 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

• 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

• 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

• 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

• 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

• 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

• 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ

• 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

• 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.

• 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

• 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.

• 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.

• 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.

• 27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ

• 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

• 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ

• 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

• 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА

• 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ

• 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ

• 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

• 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

• 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

• 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА

• 40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

• 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO

• 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

• 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.

• 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

• 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

• 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

• 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

• 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

• 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

• 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

• 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

• 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

• 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

• 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА И СПИНОЗЫ

• 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

• 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

• 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ

• 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

• 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

• 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

• 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

• 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ

• 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

• 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

• 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

• 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У Ф.НИЦШЕ

• 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.

• 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

• 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

• 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

• 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ

• 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

• 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

• 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

• 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

• 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

• 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

• 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

• 84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.

• 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ

• 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

• 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА

• 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ

• 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

• 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по философии (ответы на экзаменационные билеты).doc

— 644.00 Кб (Скачать документ)

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки — это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

 

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

 

Наука  — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук  — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки  — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

 

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

 

Культура  — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

— нравы и обычаи;

— язык и письменность;

— характер одежды, поселений, работы;

— постановка воспитания;

— экономика;

— военное дело;

— политическое и государственное устройство;

— наука;

— техника;

— искусство;

— религия;

— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:

— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация  — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

— технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

 

9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Философия  — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.

С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:

— конечен или бесконечен мир;

— существует ли абсолютное, окончательное знание;

— в чем человеческое счастье;

— какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:

— какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

— как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

— как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

— как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.

Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:

— для лучшей ориентации в своей специальности;

— для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Предметом философских размышлений всегда были:

— природный и общественный мир;

— человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.

Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:

— обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;

— открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;

— прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

 

10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

 

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс  — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).

Предмет истории философии  — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

История философии:

— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;

— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);

— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;

— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;

— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;

— активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;

— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.

Важнейшие системы историко-философского процесса:

— теологическая философия (движущая сила — Бог);

— метафизическая философия (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

— материалистически-экономическая философия (движущая сила — экономические отношения).

Философия истории бывает:

— индивидуалистическая;

— коллективистская;

— детерминистская (фаталистическая);

— индетерминистская (активистическая).

В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.

Основные проблемы в истории философии:

— смысл и цель человеческой жизни;

— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX — начала XX вв.; философия XX в.

С объективной стороны история философии — это философия в своем историческом развитии, процесс развития и движения мыслящего духа во времени (эпохи) и в пространстве общественной мысли (национальные философские системы). С субъективной стороны история философии — это научное истолкование и описание объективного историко-философского процесса, который взят в определенной хронологической последовательности и внутренней взаимосвязи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"