Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

              Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Влияние окружающего мира на развитие сознания.

Сознание – это св-во высокоорганизованной материи мозга чел-ка отражать материальную действительность в духовных образах.

              Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

              Идеализм - сознание первично.              Материализм - материя первична. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел, при помощи мозга.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.

Бытие, мозг, язык, разум явл составляющими сознания, кот явл основой психологической деят-ти чел-ка. Сознание делится на индивидуальное и общественное из кот вытекает знание. Знание – это информация, кот человек получает, перерабатывает и выражает опред языком: естественным, т.е. от природы, через искусство → искусственный интеллект (компьютер, Интернет), художественным, основываясь на моделях психологических процессов.Исходным понятием, на базе кот строится философская картина мира явл категория бытия. Бытие - есть единство объективной и субъективной реальностей, т.е. это все то, что реально существует. Бытие есть, то есть сущ как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. Существуют 2-е основные формы бытия: бытие природы и бытие человека. Бытие природы. Существует первая природа и вторая природа. Первая природа представляет собой естественную окружающую среду, которая в свою очередь делится на бытие отдельных представителей природы (приходящее) и бытие природы в целом (бесконечное). Особенностью бытия второй природы яв-ся то, что она зависит от сознания людей, предается  от одного поколения к другому. Это особая комплексная реальность, т.к. она соединяет в себе природное, духовное и социальное, и в нем переплетаются законы природы и деятельность человека. Бытие человека. Человек явл продуктов объективной реальности и создателем субъективной реальности. Следовательно он явл переплетением двух реальностей. Человек – центр бытия. Сущ три линии бытия человека: 1.Природно-биологическое бытие человека: тело среди тел природы, живое тело и оно подвластно законам жизни. Это бытие обеспечивает самосохранение, продолжение жизни, выживаемость чел-ва. Это бытие говорит о том, что чел-к мыслит и чувствует. 2.Духовное бытие чел-ка. Оно предполагает единство тела и духа, а следовательно, индивидуальное и общественное сознание. Итогом явл то, что чел-к носитель духовного. 3.Социальное бытие чел-ка, говорит о том, что чел-к живет в общ-ве, а, следовательно, ему присуще индивидуальное и общественное бытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Общественное и индивидуальное сознание.

Сознание – это св-во высокоорганизованной материи мозга чел-ка отражать материальную действительность в духовных образах. Сознание-это психика человека достигнувшая стадии развития, при кот он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах.

              Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

              Идеализм - сознание первично.              Материализм - материя первична. Она носитель и причина его возникновения. Сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел, при помощи мозга.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.

Бытие, мозг, язык, разум явл составляющими сознания, кот явл основой психологической деят-ти чел-ка. Сознание делится на индивидуальное и общественное ( пример мода), из кот вытекает знание. Знание – это информация, кот человек получает, перерабатывает и выражает опред языком: естественным, т.е. от природы, через искусство → искусственный интеллект (компьютер, Интернет), художественным, основываясь на моделях психологических процессов.

 

33. Основные сферы сознания.

Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной ок­ружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В предметном сознании (о котором говорилось В предыдущем раз­деле) и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, разви­;111. цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыс­лящая машина. И если бы человек неимел души, он и был бы такой машиной. Душа - нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознание (дух) укоренены в душе. Они листья и ветви дерева, а душа - его корни. В глубине человеческого сознания течет, словно невидимая река  душевных переживаний, который постоянно меняется, варьируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все вре­11 меняется от каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впе­чатление откладывается в нашей душе, изменяя весь ее строй. Сознание никогда не возвращается в прошлые состояния, ПОТQМУ что тянет за со­бой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается у него памяти и, попадая в точно такую же ситуацию (каждый раз приходя в­ один И тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки), человек каждый раз - уже другой, У него больше опыта, боль­ше переживаний, больше впечатлений и Т.д. Поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство

  время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окру­жающего мира, Каждое переживание имеет будущий и прошлый вре­менной горизонт, то есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает, тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый  момент мы слышим только одну ноту или аккорд, но на самом­ деле мы слышим мелодию, потому что прозвучавшие звуки еще зву­чат каким-то образом в нашей душе, а те, которые мы вот-вот должны услышать, уже каким-то образом слышны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Познание и творчество.

Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововременное понимание чувственного познания проанализировано нами в связи с воззрениями Локка и Канта.

Из новейших философских направлений рассмотрено феноменологическое понимание чувственного познания. А как же герменевты, аналитики, постмодернисты?

Герменевтики с самого начала выхода на философскую сцену не интересовались чувственным познанием. Основатель герменевтики Хайдеггер был учеником Гуссерля, основателя современной феноменологии. Казалось бы, Хайдеггер должен был продолжить дело Гуссерля. Но он резко отошел от феноменологии. Его влекли другие ориентиры.

Аналитики также не проявляли какого-либо особого внимания к чувственному познанию, их преимущественно интересовали слова и факты, а не переработка чувств в психике человека.

Постмодернисты также не дали какой-либо заслуживающей упоминания теории чувственного познания. Их привлекают в первую очередь тексты и борьба с тоталитаризмом.

Итак, благодаря чувственному познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек обладает уникальнейшей способностью вчувствования в мир, благодаря этому возможно познание. Но вчувствование, как известно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и другое относится к рациональному познанию.

 

35. Основные категории научной картины мира.

Мифология – форма общего сознания, способ формирования мира, характерный для ранних стадий общего развития.

Формирование мира понималось как его творение или как постепенное развитие из первобытного состояния, создание через преодоление демократических сил.

Много внимания уделялось происхождению людей.

Особое место занимали легенды о культурных достижениях людей.

У развитых народов мифы связывались воедино друг с другом.

Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

В мифологии сближались явления природы и культуры, отсутствовали четкие разграничения мира и человека, мысли и эмоций.

Религия – форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через его разделение на 2 типа : земной (естественный) и потусторонний(небесный).

Вера и культ(система утвердившихся ритуалов, догматов) обязательные «полюса», условие жизни религиозного сознания.

Поклонение высшим силам постепенно привело к образу бога – высшего существа, достойного поклонения. Бог понимается как блистатель обычая, традиции, нравственности.

Религия – сплошное духовное образование и общественно-историческое явление.

В религиозном мировоззрении могут выражаться: фантазии, вражда и другая вера.

В рамках различных религиозных верований формировались единые образы.

Церковь выступала орудием социально-политического гнета, о существовании монополии на духовную жизнь народов.

Сущность Философии и религии – общественно исторические формы мировоззрения, решают задачи деления на сознания, но для философии характерно свободомыслие, философия вынесена на первый план интеллектуальной аспекты мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Категория «Бытие», ее роль в философии.

Все существующие в мире: вещи, люди, состояния, идеи-все это яв-ся реальностью или действительностью. Человек в своей жизни сталкивается с 2-мя реальностями:1- объективная реальность-это действительность существующая вне человеческого сознания и от него не зависит(времена года)2- субъективная реальность-это действительность, которая существует в сознании человека и зависит от него. Бытие - есть единство объективной и субъективной реальностей, т.е. это все то, что реально существует. Существуют 2-е основные формы бытия: бытие природы и бытие человека. Бытие природы. Существует первая природа и вторая природа. Первая природа представляет собой естественную окружающую среду, которая в свою очередь делится на бытие отдельных представителей природы (приходящее) и бытие природы в целом (бесконечное). Первая природа – это объективная реальность , которая не зависит от человека, она бесконечна и многообразна и слабо и неразумно осваивается человеком. Вторая природа представляет собой искусственную среду обитания человека (теплицы, парники) - она создана человеком , это материальное воплощение труда и знаний человека. Особенностью бытия второй природы яв-ся то, что она зависит от сознания людей, предается  от одного поколения к другому. Это особая комплексная реальность, т.к. она соединяет в себе природное, духовное и социальное, и в нем переплетаются законы природы и деятельность человека. Бытие человека. Человек явл продуктов объективной реальности и создателем субъективной реальности. Следовательно он явл переплетением двух реальностей. Человек – центр бытия. Сущ три линии бытия человека: 1.Природно-биологическое бытие человека: тело среди тел природы, живое тело и оно подвластно законам жизни. Это бытие обеспечивает самосохранение, продолжение жизни, выживаемость чел-ва. Это бытие говорит о том, что чел-к мыслит и чувствует. 2.Духовное бытие чел-ка. Оно предполагает единство тела и духа, а следовательно, индивидуальное и общественное сознание. Итогом явл то, что чел-к носитель духовного. 3.Социальное бытие чел-ка, говорит о том, что чел-к живет в общ-ве, а, следовательно, ему присуще индивидуальное и общественное бытие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Объективная и субъективная реальность.

Все существующие в мире: вещи, люди, состояния, идеи-все это яв-ся реальностью или действительностью. Человек в своей жизни сталкивается с 2-мя реальностями:1- объективная реальность-это действительность существующая вне человеческого сознания и от него не зависит(времена года)2- субъективная реальность-это действительность, которая существует в сознании человека и зависит от него. Бытие - есть единство объективной и субъективной реальностей, т.е. это все то, что реально существует. Существуют 2-е основные формы бытия: бытие природы и бытие человека. Бытие природы. Существует первая природа и вторая природа. Первая природа представляет собой естественную окружающую среду, которая в свою очередь делится на бытие отдельных представителей природы (приходящее) и бытие природы в целом (бесконечное). Первая природа – это объективная реальность , которая не зависит от человека, она бесконечна и многообразна и слабо и неразумно осваивается человеком. Вторая природа представляет собой искусственную среду обитания человека (теплицы, парники) - она создана человеком , это материальное воплощение труда и знаний человека. Особенностью бытия второй природы яв-ся то, что она зависит от сознания людей, предается  от одного поколения к другому. Это особая комплексная реальность, т.к. она соединяет в себе природное, духовное и социальное, и в нем переплетаются законы природы и деятельность человека. Бытие человека. Человек явл продуктов объективной реальности и создателем субъективной реальности. Следовательно он явл переплетением двух реальностей. Человек – центр бытия. Сущ три линии бытия человека: 1.Природно-биологическое бытие человека: тело среди тел природы, живое тело и оно подвластно законам жизни. Это бытие обеспечивает самосохранение, продолжение жизни, выживаемость чел-ва. Это бытие говорит о том, что чел-к мыслит и чувствует. 2.Духовное бытие чел-ка. Оно предполагает единство тела и духа, а следовательно, индивидуальное и общественное сознание. Итогом явл то, что чел-к носитель духовного. 3.Социальное бытие чел-ка, говорит о том, что чел-к живет в общ-ве, а, следовательно, ему присуще индивидуальное и общественное бытие

 

38. Бытие природы и его уровни.

Исходным понятием, на базе кот строится философская картина мира явл категория бытия. Бытие - есть единство объективной и субъективной реальностей, т.е. это все то, что реально существует. Бытие есть, то есть сущ как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. Существуют 2-е основные формы бытия: бытие природы и бытие человека. Бытие природы. Существует первая природа и вторая природа. Первая природа представляет собой естественную окружающую среду, которая в свою очередь делится на бытие отдельных представителей природы (приходящее) и бытие природы в целом (бесконечное). Первая природа – это объективная реальность , которая не зависит от человека, она бесконечна и многообразна и слабо и неразумно осваивается человеком. Вторая природа представляет собой искусственную среду обитания человека (теплицы, парники) - она создана человеком , это материальное воплощение труда и знаний человека. Особенностью бытия второй природы яв-ся то, что она зависит от сознания людей, предается  от одного поколения к другому. Это особая комплексная реальность, т.к. она соединяет в себе природное, духовное и социальное, и в нем переплетаются законы природы и деятельность человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"