Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:20, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в.  Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Искусство как форма общественного сознания.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Искусство- высшая форма эстетического сознания. Предмет искусства- человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Выделяют следующие виды искусства: 1. Архитектура (здания, сооружения). Архитектура бывает общественная , жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная. 2. Живопись (представление жизни на определенной поверхности при помощи цвета.). Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жанром. В живописи жанры бывают : а) портрет, б) натюрморт, в) пейзаж, г) бытовой жанр, д) анималистический жанр (животные), е) исторический жанр. От живописи следует отличать графику. Она бывает станковая, книжная, журнальная, газетная. Она обычно меньше, чем живопись. 3. Скульптура. Скульптура подразделяется на круглую (голова, бюст) и рельефную. Рельеф делится на барельефы (ниже), горельефы (выше) и контррельефы (углубление). 4. Декоративно-прикладное искусство (бытовые нужды людей). 5. Литература (действительность в устной, письменной форме.). 6. Музыка (в звуковом образе). 7. Театр. 8. Цирк (акробатика, гимнастики, жонглирования, конной езды, дрессировки).9. балет. 10. Кино. 11. Фотоискусство 12. Эстрада. Искусство выполняет множество различных ф-ций в общ-ве: воспитательная (формирование чувств, мыслей), эстетическая (пробуждает желание творить по законам красоты), утешительно-компенсаторная,  внушающая (в напряженные периоды.).

Марксизм включает в себя 3 составные части:                                                                           философия                                                                                                                                                   политическая экономия                                                                                                            

теория социализма                                                                                                      

Возник в середине 19 в., создан Марксом при участии Энгельса, как продолжение учений величайших мыслителей прошлого.                                                                     

   Исторические предпосылки:                                                                                                      

Соц. –экономические: бурное развитие капитализма, развитие промышл. пролетариата и рост его революционности, обострение соц. антагонизмов между пролетариатом и буржуазией.                                                                                                                                 Идейно-теоретические. Его непосредственные источники: немецкая классич. фил-фия, англ. полит. экономия, англ. и фран. утопический социализм.                              

   Естественнонаучные. 3 группы научных открытий: закон сохранения и превращении энергии; теория клеточного строения организма; теория биологической эволюции Дарвина                                                                                                                                        Основные идеи:                                                                                                              

   Органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектического материализма                                                                            материалистическое понимание общества и его истории                                                        перед философией становится новая задача: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах соц. справедливости и разумной организации общества для свободного и гармоничного развития чел-ка                 Марксизм первым открыто признал классовый хар-р своего учения В отличии от других фил-фов, стремившихся создать законченные теории марксизм определяет себя как  учение которое:                                                                                                     «дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метода для этого исследования» (Энгельс)                                                                                          в ходе развития науки и обществ. практики должно постоянно развиваться и актуализироваться на дискуссионной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Искусство и современность.

. Если раньше музыка, картины, скульптуры, поэм драмы были доступны только избранному меньшинству, которому счастливилось оказаться в той комнате, в которой исполняли музь выставляли картину, читали поэму или разыгрывали драму, то в теп почти каждый может наслаждаться симфониями, исполняемыми л шими оркестрами; драмами, разыгрываемыми лучшими актерами, л ратурными шедеврами, опубликованными большими тиражами и доступной цене; картинами и скульптурами в оригинале, выставленн ми в музеях и размноженными в бесчисленном множестве копий, и Т, и т.п.

ИСf<УССТВО стало доступным любому члену развитого общества, оно вошло В повседневную жизнь и стало рутинной принадлежностью всей laпадно:й культуры. Но в то же время искусство становится все более "ЛЛЮЗОРНЫМ, пустым, поверхностным и обманчивым. Оно очень часто оказывается средством симуляции чувственных наслаждений. Его раз­1I00бразl1е постоянно побуждает его к поискам еще большего разнооб­разия, ч'То приводит к разрушению гармонии, превращает искусство в океан ха оса и непоследовательности. Искусство становится товаром, выставленным на рынок, оно не может бс:шее игнорировать потребности рынка. Ему надо прежде всего развлека'Ть, стимулировать усталые нервы и сексуальное возбуждение. Из цаРСТ'ва абсолютных ценностей искусство опускается до уровня про­IIЗВОДСТВ а ценностей товарных. Искусство становится лишь приложени­~M к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки. Каждый день можно ус­лышать избранные темы Баха или Бетховена, но как приложение к рек­ламе ма.сла, автомобилей или слабительных средств. Постепенно стираетс53 граница между истинным искусством и чистым развлечением. Если нор:мативными персонажами античного и средневекового искусст­ва были б50ГИ, святые и благородные герои, то герои современного ис­кусства - домохозяйки, бизнесмены, политики, бандиты, проститутки 11 социал ьные извращенцы. Искусство дезинтегрируется, происходит смешение различных стилей, моделей и форм.

 

48. Философские концепции исторического развития.

Развитие, также эволюция, генезис-закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; выявление , обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию. Развитие бывает экстенсивным, т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. Также развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. Кант развитие употребляет для объяснения космоса, Гердер-для объяснения истории культуры, Ламарк –специально для объяснения истории живых существ. В философии нем.  идеализма развитие означало саморазвертывание божественного  в мире, саморазвертывание живого в божественное.

2 разновидности процессов развития:

1)качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

2)процессы перехода от одного уровня к другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Русская философия об исторической самобытности России.

Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм. Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты — это ведет лишь к обеднению её содержания. Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов.

В рассуждениях Н.Бердяева о “русской душе” проявилась наблюдательность, и понимание национального характера.  В них нашли свое продолжение старые споры славянофилов и западников. В этих спорах он занял достаточно оригинальную позицию. В противовес односторонне западнической точке зрения, рассматривавшей все не похожие на “Европу” элементы русской жизни как признак ее отсталости, философ утверждает духовно-историческую самобытность России. Русский народ не догоняет запада, а идет своим собственным путем. Вместе с тем, Бердяев не принимает и традиционного славянофильства, и в отличие от него считает, что в русской истории невозможно найти гармоничного внутреннего единства. Не соглашается он и со славянофильским тезисом о "негосударственной” сущности русского народа. В соответствии со своей концепцией противоречивой природы “русской души”, Бердяев развивает иной тезис: в русском сознании уживаются и приверженность государственному могуществу, и идеал свободы. Столкновение инстинкта государственности с инстинктом вольнолюбия и правдолюбия исторически выразилось в постоянном чередовании разрушительных бунтов вольницы с периодами усиления власти, сдерживавшей эту вольницу железной рукой.
Замысле Бердяева, очевидно, состоял в том, чтобы снять крайности западничества и славянофильства в новом теоретическом синтезе. Следуя В.Соловьеву, Бердяев пропагандирует мессианский смысл русской истории и божественное предназначение русскогонарода.
славянофилы — они утверждали самобытность и неповторимость русской духовной жизни (Хомяков, Киреевский, Аксаков). В основе славяно-философской идеи лежала концепция о мессианской роли русского народа, и, во-вторых, его религиозной, культурной самобытности, в третьих, о решающей роли православия для развития мировой цивилизации.

Западников отличало стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Идеологию западников поддерживали: Белинский, Чернышевский, Герцен. Т. к. опора была на Запад, то каждый из них активно пропагандировал того или иного западного ученого. Белинский опирался на труды Гегеля. Чернышевский — на Фейербаха, Герцен — французских материалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Философский анализ культуры.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"