Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы на философию.doc

— 463.50 Кб (Скачать документ)

3) сохранение  естественной среды обитания;

4) увеличение  эффективности производства;

5) правильное  использование ресурсов природы;

6) развитие внутренних (интеллектуальных, сенситивных (чувственных), соматических (телесных)) способностей  человека.

В то же время  широко распространяются не новые, но модернизированные иррационально-мистические  представления о мире, связанные  с возрождением астрологии, магии, изучением паранормальных явлений в психике человека и в природе. Необычайно распространившаяся астрология относится к оккультным наукам, т. е. к формам знания, основанным на мантических учениях (гаданию по руке, по рельефу черепа, внутренностям и костям животных, по числам и др.).

Новое видение  мира основано на мистических переживаниях, особых состояниях сознания, особом языке, описывающем реальную загробную  жизнь в специальных понятиях.

 
Общая характеристика русской философии 

1. Общее понятие  и характерные  черты русской  философии.

Русская философия  – феномен мировой философской  мысли. Ее феноменальность заключается  в том, что русская философия  развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными  чертами русской философии являются:

    сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

    специфическая форма выражения философских  мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);

    целостность, стремление почти всех философов  занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

    большая роль проблем морали и нравственности;

    конкретность;                                                                 

    широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

    проблема  человека;

    космизм (восприятие космоса как единого  целостного организма);

    проблемы  морали и нравственности;

    проблемы  выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской  философии);

    проблема  власти;

    проблема  государства;

    проблема  социальной справедливости (данной проблемой  «пропитан» значительный пласт русской  философии);

    проблема  будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской  философии:

    период  зарождения древнерусской философии  и раннехристианской философии Руси;

    философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного  русского государства (Московской Руси и России);

    философия XVIII в.;

    философия XIX в.;

    русская и советская философия XХ в.

2. Ранняя русская  философия (период ее зарождения и раннего христианства).

    Период  зарождения древнерусской философии  и раннехристианской философии  Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    Основными темами ранней русской философии  были:

    моральные и нравственные ценности;

    объяснение  христианства, попытки соединить  его с язычеством;

    государство;

    право;

    природа.

    Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    Иларион (основное произведение – «Слове о  Законе и Благодати», в котором  популяризируется и анализируется  христианство, его роль в настоящем  и будущем Руси);

    Владимир  Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

    Климент Смолятич (основное произведение –  «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);

    Филипп  Пустынник (основное произведение –  «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения  души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).    
 
 

3. Русская философия  XII – XVII вв.

    Период  борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного  Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии  приходится на XIII – XVII вв. 

    Главными  темами, характерными для данного  периода философии, являлись:

    сохранение  русской духовности;

    христианство;

    борьба  за освобождение;

    устройство  государства;

    познание.

Среди видных философов данного периода:

    Сергий  Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

    Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;

    Максимилиана  Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской  власти, главными целями которых видел  заботу о народе и справедливость;

    Андрей  Курбский (1528 – 1583) – был идеологом  оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение  деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

    Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

    Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов  и возвышение Церкви на уровень еще  одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;

    Юрий  Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

    философию эпохи петровских реформ;

    материалистическую  философию середины и второй половины XVIII в.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной  направленностью их философии была социально-политическая:

    вопросы устройства монархии;

    императорской власти, ее божественности и нерушимости;

прав императора (казнить, миловать, самому назначать  наследника и других);

    войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

    Основными представителями материалистического  направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был  сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

    Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие  Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    В философии Ломоносова также уделяется  большая роль этике, морали, нравственности.

    На  последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

5. Основные направления  русской философии  XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    декабристское;

    монархическое;

    западническое и славянофильское;

    революционно-демократическое;

    атеистическое;

    теологическое;

    философию космизма.

Более подробно данные направления рассматриваются  в вопросе 29.

6. Основные направления русской философии ХХ в.

Русская (и  советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

    философией  марксизма-ленинизма;

    философией  космизма;

    естественно-научной  философией;

    философией  «русского зарубежья».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"