Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:03, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

Ответы на философию.doc

— 463.50 Кб (Скачать документ)

1. Предмет философии

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции  мыслителя. Споры, что такое предмет  философии продолжаются.

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии  предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших  вопросов два:

  • «Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм .в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот — материального над духовным.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии.

Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй — гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов.

Одним из фундаментальных  вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует общепризнанного способа  получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют общепризнанные инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля?», «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно  этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Смысл и польза философии

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.

 
Польза философии часто ставится под сомнение и она критикуется  с самых разных позици
 
 
 

2,мировоззрение и его типы 

Мировоззрение –  это система взглядов на объективный  мир и место  в  нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому

себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации.  И  действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении  природе, к  миру  вообще.

Это отношение  упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее

представление о  мире в целом и о месте в  нем человека.  Такое  представление

принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная  картина мира – это определенная  сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о том,

каково его место  в мире, зачем он живет,  в  чем  смысл  его  жизни,  почему

существует жизнь  и смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к

природе и т.д.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 

    Мифологическим  мировоззрением – независимо  от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем  такое  мировоззрение,  которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо  на  художественно

– эмоциональном  переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных

неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями)

социальных процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что миф объясняет

«все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является

наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формой

мировоззрения.

Религия,  религиозное  сознание,  религиозное  отношение  к   миру   не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и  другие

образования  культуры,  развивались,  приобретали  многообразные  формы   на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но  всех  их  объединяло  то,

что  в  центре  любого  религиозного  мировоззрения   стоит   поиск   высших

ценностей, истинного  пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий  к  ним

жизненный путь переносится  в трансцендентную, потустороннюю  область,  не  в

земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы

оцениваются,  одобряются  или  порицаются  по  этому  высшему,   абсолютному

критерию.

  На  протяжении  всей  истории  существования   человечества   философия

складывается как  устойчивая форма  общественного  сознания,  рассматривающая

мировоззренческие вопросы.

    Она   составляет   теоретическую   основу   мировоззрения,   или    его

теоретическое  ядро,  вокруг  которого  образовалось  своего  рода  духовное

облако обобщенных обыденных  взглядов  житейской  мудрости,  что  составляет

жизненно важный уровень мировоззрения.

    Соотношение  философии и мировоззрения   можно  охарактеризовать  и   так:

понятие «мировоззрение»  шире понятия  «философия».  Философия  –  это  такая

форма  общественного   и   индивидуального   сознания,   которая   постоянно

теоретически  обосновывается,  обладает  большей  степенью  научности,   чем

просто  мировоззрение,  скажем,  на  житейском   уровне   здравого   смысла,

наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

    Философия   –  мировоззренческая  форма   сознания.  Однако   не   всякое

мировоззрение можно  назвать философским. У человека  могут  быть  достаточно

связные, но фантастические представления об окружающем мире и  о себе  самом.

Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на  протяжении  сотен

и тысяч лет  люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти  верования

и представления  играли в их жизни очень важную роль: они  были  своеобразным

выражением и  хранителем исторической памяти.

 

3, основной вопрос философии 

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или  природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимали дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О. в. ф., проявлявшийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее диалектико-материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражает материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство и функция высокоорганизованной материи - головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., марксизм-ленинизм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания является О. в. ф., т.к. в силу своей общности охватывает все философские вопросы, определяя не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различия основных философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принципы партийности в философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

 

4. материализм

Материализм

Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово "М." начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц)для противопоставления М. идеализму. Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс, "философы разделились на два больших лагеря", сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. "Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 98).

Противники М. употребляю

 

5, идеализм субъективный и объективный 

Идеализм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. "...самой абсурдной из всех систем" (Избранные соч., т. 1, М. — Л., 1926, с. 28).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"