Эмпиризм и рационализм философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:

1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм

2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.

3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Работа состоит из  1 файл

Эмпиризм философии Нового времени.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)

    Социально –  политические концепции в философии  Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

    Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют  согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти.  Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу.  Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

    Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой он считал абсолютную монархию, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

    Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает  государство как продукт взаимного  соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические  критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Он является одним  из основателей либерализма. Подобно  Гоббсу, Локк исходит из естественного  состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы  и равенства, в котором все  люди свободно распоряжаются своей  жизнью и имуществом. К основным неотчуждаемым правам человека Локк относил: право на жизнь, свободу  и собственность, приобретенную  своим трудом. Основной целью людей  при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного  отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

    Законодательная власть (парламент) осуществляет право  издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а  федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная  власть должна преобладать. Социально-политические концепции т. Гоббса и Дж. Локка  оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения  и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение:

XVI-XVII века - время,  обозначившее крупные перемены  в жизни Европы. Сдвиги в образе  жизни, системе ценностей, духовном  мироощущении - все это нашло свое  отражение в новой проблематике  и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность  философской мысли, стала научная  революция. Ее начало было положено  открытиями Кеплеpa, Коперника, Тихо де Браге, Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Бэкон и Декарт обозначили наличие и соперничество  двух крупнейших течений в европейской  философии XVII века: эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Бэкон) считали  единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают  роль чувственного познания. То есть, эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный  опыт, а рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума(ума). Таким образом, цель данной контрольной работы: изучение философской мысли Нового времени, достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с.

2. Ильин В.В.  История философии: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. – 732 с.

3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии  (общий курс): Учебное 

    Пособие.  - М.: Академический Проект, 2004. – 880 с.

4. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 656 с.

5. Панасюк В.Ю.  История зарубежной философии: Учебник.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

Информация о работе Эмпиризм и рационализм философии Нового времени