Эмпиризм и рационализм философии Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:

1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм

2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.

3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Работа состоит из  1 файл

Эмпиризм философии Нового времени.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)
  1. Рационализм философии Нового времени:

    Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

    Французского  мыслителя  Рене Декарта (1596-1650) так  же, как и Ф.Бэкона, считают одним из основателей философии Нового времени.

    Декарт не только был великим философом, но и гениальным естествоиспытателем.

    В отличие  от Френсиса Бэкона, который обращался  к опыту и эксперименту, Декарт аппелировал к разуму и самосознанию.

    В основе философии  Декарта лежит дуализм души и  тела, мыслящей и протяжённой субстанции, которые сотворены богом и  поддерживаются его могуществом.

    Механистическая черта его мировоззрения проявляется  в рассмотрении мира как совокупности различных механизмов.

    Главным средством  достижения знаний считал интуицию и  дедукцию.

    Важнейшим положением его методологии и гносеологии, а также главным принципом  рационализма стало понятие интуиции. 

    Интуиция –  это способность формулировать  исходные теоретические положения, не требующие доказательств по типу математических аксиом.

    Декарт склонялся к тому, чтобы рассматривать интуицию в качестве естественного и одновременно интеллектуального света, т.е. интуиция отделяется от чувственных восприятий.

    Интуиция –  прочное, отчётливое понятие  «ясного  и внимательного ума». Она более  достоверна, чем сама дедукция. Интеллектуальная интуиция является  отправным моментом для более или менее длинной  цепи дедукции, вывода одного понятия  из другого. Определённая интуиция является началом  каждой из таких цепей.

    Дедукция в  отличие от интуиции характеризуется  опосредованностью при получении  истины. Непрерывность – признак  истинной дедукции. У интуиции перед  дедукцией имеется преимущество в непосредственности.

    Эти положения  являются опорными пунктами процесса познания, опираясь на которые разум  методом дедукции, т.е. движение мысли  от общего к частному приходит  к  постижению истины.

    Декарт разрабатывает  правила, которые обеспечивают достижения истины:

    1. За истинные  считать такие положения, которые  не вызывают никаких сомнений.

    2. Разделять  сложную проблему на части,  частные проблемы.

    3. Методически  переходить от доказанного к  недоказанному.

    4. Не допускать  никаких пропусков в логической  цепи исследования.

    Для достижения истины необходимо радикальное сомнение в истинности  всего существующего  мира.

    Сомнение –  это акт мышления, который является достоверным сам по себе и Декарт утверждает, что безусловные основоположения всего знания и мира заключено в непосредственной достоверности сознания.

    Естественный  свет разума выявляет достоверное существование  высшего разума – бога. 

    В познавательной деятельности Декарт усматривал три  класса идей, не одинаковых по своей  роли:

    1) идеи, которые  каждый человек получает извне.  Например, идея солнца;

    2) образуемая  на основе идей первого рода  разновидность идей в его уме.  Например, идея солнца, но уже  образованная астрономом;

    3) наиболее  важная разновидность идей, называемая  им врождёнными. Они считались  совершенно не зависимыми от  внешних предметов, действующих  на чувства. Их отличали ясность, отчётливость, простота.

    Философия Декарта  получила название дуалистической,  так как в ней постулируется  существование двух субстанций –  материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две не зависимые  друг от друга субстанции, будучи продуктом  деятельности бога, соединяются в  человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

    Декартова программа  построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное  воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы  носит монистический характер, являясь  учением абсолютно божественной, субстанции – природе. Субстанция для Спинозы – непосредственно данная, сущность которого заключает в себе необходимое существование, она есть причина самой себя. Свойства субстанции: вечность во времени и её бесконечность в пространстве. Так, понятая субстанция есть то, что называют природой или богом. Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных знаний. Его мировоззрение носит пантеистический характер. Бог, согласно  Спинозе, как бы растворяется в природе, которая есть вечное творческое начало. Только природа в целом, или субстанция, существует необходимо,  только её сущность включает в себя существование. Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты качества, выражающие её сущность, и способы, посредством которых она выражает своё бытие, бесконечны. Человек познаёт субстанцию через два её атрибута – протяжённость и мышление.

    Окружающий  человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы, определённые состояния единой субстанции, или  её конкретные предметы и явления, которые  существуют не сами по себе, а только в системе отношений друг к  другу, то есть, в конечном счете, к  самой субстанции.

    Субстанция  и её атрибуты составляют собой природу  производящую, или природу произведённую. Субстанция выражает единство мира, а  модусы, или состояния субстанции, - его многообразие. Единство и многообразие – две стороны одной и той  же природы.

    В рамках многообразия каждая вещь, рассматриваемая как  модус субстанции, есть одновременно и тело (модус атрибуты протяжения), и соответствующая этому телу идея – модус атрибута мышления. Самый сложный модус субстанции – это человек, которому соответствует  идея, мыслящая саму себя и своё тело.

    В противоположность  Декарту, утверждавшему о существовании  у человека врожденных идей, Спиноза  категорически отрицает их наличие. Вместе с тем он признаёт врожденную способность приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний.

    В работе «  Трактат об очищении  интеллекта»  Спиноза различает четыре способа  приобретения знания, которые исчерпывают, по его мнению, всю познавательную деятельность человека.

    1. Получение  знания понаслышке. Этот способ  Спиноза сразу же отбрасывает,  так как этот метод религии,  которая ссылается на авторитет  Священного писания и священного  предания.

    2. Приобретение  знания из беспорядочного опыта,  т.е. опыта, который не определяется  разумом, поскольку наблюдение  носит случайный характер. Этот  способ познания Спиноза ограничивает  житейским обиходом. Для научного  исследования такой метод не  пригоден потому, что на его  основе можно понять лишь случайные  признаки, а не сущность.

    3.  Приобретение  знания заключается в нахождении  причин на основе следствий  или выведения сущности вещи  из некоторого общего понятия. 

    4. Познание  через сущность вещи. Только этот  способ познания, который Спиноза  называет интуитивным, дает нам  безошибочное, адекватное, строго соответствующее  сущности вещи знание.

    Интуиция у  Спинозы – не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Только интуитивным путем, по мысли  Спинозы, безошибочно познаем существо вещей.

    Познание субстанции  и познание модусов принципиально  различны. Если в отношении модусов  опыт имеет существенное значение, то в отношении субстанции и её атрибутов он не существен.

    Итак, Спиноза  ограничивал познавательные возможности  опыта несущественными свойствами вещей, тогда как их сущность может  быть познана только рациональным путём.

    Учение о  субстанции – это учение о человеке, о его нравственности, о мудром восприятии жизни.

    «Свобода есть познанная необходимость», - так  сформулировал Б. Спиноза путь  человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и переходящий  характер перипетий своей жизни.

    Великий немецкий философ и математик, открывший  дифференциальное и интегральное исчисление, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) отверг как дуалистическую трактовку  бытия Р. Декарта, так и монистическое  учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил  им плюралистическую концепцию бытия  как совокупности множества субстанций – монад.

    « Монада, - согласно Лейбницу, - есть не что иное, как  простая субстанция, которая входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей» 

    Монады как  субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть  естественным путем. Возникают монады из непрерывных излучений божества и могут быть уничтожены лишь сверхъестественным путем.

    Являясь духовными  сущностями, находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную  определенность, отличающую их друг от друга. Лейбниц различает три  вида монад по степени  их развития:

    1)монады низшей  степени развития, которые обладают  лишь пассивной способностью  восприятия, образуют физические  тела, т.е.  предметы неживой природы;

    2)монады –  души, обладающие ощущениями и  представлениями, составляют растительный  животный мир;

    3)монады –  духи, наделенные сознанием, находятся  на высшей ступени развития. Они  определяют природу человека.

    Рационализм в учении Лейбница о монадах выразился  в том, что постичь монады   можно только разумом

    Столь же рационалистической является и теория познания Лейбница, в которой он предпринял попытку  сочетания рационализма и эмпиризма  при сохранении ведущей роли рационализма.

    Он выделяет два рода истин: «истины разума»  и «истины факта».

    1)«Истины разума»  представляют собой врожденные  идеи. Но Лейбниц в отличие  от Декарта считает, что врожденные  идеи не даны сразу ясно  и отчетливо, а находятся в  интеллекте в зародышевом состоянии  и лишь постепенно развиваются  до полного осознания. Особенностью  «истин разума»  выступает их всеобщность и необходимость, что, характерно, прежде всего, для логического и математического знания.

    2)«Истины факта»  не обладают необходимостью и  всеобщностью. Они являются эмпирическими  и случайными в том плане,  что не могут быть выведены  дедуктивным путем. Методом отыскания  «истин факта» Лейбниц считает  индукцию. К  «истинам факта»  он относит законы природы,  открываемыми естествознанием. Признавая роль «истин факта» в человеческом познании, Лейбниц, тем не менее,  наделяет «истины разума» более высоким статусом.

    Рационалистическая  система Г.В. Лейбница явилась завершением  рационалистической тенденции в  философии XVΙΙ в. и предшественницей немецкой классической философии. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Основные социально–политические концепции в философии Нового времени. Сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности:

    Семнадцатое — восемнадцатое столетия — это эпоха выдающихся достижений философии, науки и культуры в Западной Европе. Новое время открывает новую эпоху в историческом развитии европейской экономики и права. Возникает насущная необходимость в территориально масштабных государствах, имеющих возможность обеспечить функционирование не только внутренних, но и международных связей (экономических, политических, культурных и т.п.).

    Идейный и  интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универсального права стала признаваться философия, а не римское право.

    Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естественном праве получает новую окраску. Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным. В нем начинают усматривать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII —XVIII столетий .

Информация о работе Эмпиризм и рационализм философии Нового времени