Экзистенциали́зм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, доклад

Описание

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (14).docx

— 31.05 Кб (Скачать документ)

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм  как философское направление  никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически  никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Основные направления  экзистенционализма:

- Религиозный экзистенционализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель)

- Атеистический экзистенционализм ( Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти,)

Факторы, способствовавшие возникновению  и развитию экзистенциализма:

  • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;
  • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);
  • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);
  • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);
  • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;
  • бессилие человека перед природой, техногенным обществом.

Можно выделить следующие  проблемы, которым  уделяли внимание философы – экзистенциалисты:

  • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;
  • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;
  • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);
  • проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);
  • проблема бессмысленности жизни;
  • проблема внутреннего выбора;
  • проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Влияние экзистенциализма на политическую мысль XX века

Говоря про влияние  экзистенциализма в этом контексте, необходимо учитывать, что экзистенциализм  наибольшей популярностью начинает пользоваться в периоды, когда человеческая жизнь обесценивается, в обществе распространяются пессимистические идеи в отношении будущего. Попытаемся вспомнить, что происходила в  мире в годы, когда свои труды  писали философы – экзистенциалисты. Мировые войны, господство фашизма, смерть. Экзистенциализм стал в Европе в ХХ веке, пожалуй, таким же влиятельным  направлением мысли, как прагматизм в Америке.

Учение  Сартра и других философов, их политические воззрения  и деятельность помогут  нам ответить на многие вопросы. Итак, начнём наше знакомство.

Политические  взгляды Ж. П. Сартра.

Жан-Поль Сартр (Jean-Paul Sartre 21.6.1905 - 15.4.1980).

Французский философ, писатель, драматург и общественный деятель. Основные темы художественных произведений: одиночество, свобода  и ответственность, абсурдность  бытия. Мировоззрение Сартра сложилось  под влиянием Бергсона, Хайдеггера и Гуссерля.

Один из наиболее значимых представителей экзистенциального  направления в литературе и философии, Сартр так же заложил теоретические  основы экзистенциальной психологии. В 1964 году был удостоен Нобелевской  премии по литературе «за богатое  идеями, пронизанное духом свободы  и поисками истины творчество, оказавшее  огромное влияние на наше время».

Философская концепция экзистенциализма Сартра  развивается  на  основе

абсолютного противопоставления и взаимоисключения  понятий:  “объективность”

и “субъективность”, “необходимость”  и “свобода”. Источник этих  противоречий

Сартр  усматривает  не  в  конкретном  содержании  сил   социального   бытия, а во всеобщих формах этого бытия

(вещественные  свойства  предметов,  коллективные  и   обобществленные   формы

бытия  и  сознания   людей,   индустриализация,  техническая   оснащенность

современной жизни и так  далее).

      Мир, согласно  Сартру, — это  "универсальное  не то",  полное  отсутствие

чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям.  Быть

реальным  — значит оказываться  чуждым сознанию,  совершенно  случайным,  а  в

пределе — абсурдным.  Сознание,  поскольку оно пытается  мыслить мир,  от

начала  и до конца иллюзорно. Между миром и  сознанием человека  непреодолимая

пропасть.

Сартр не верит в Бога, он повторяет вслед  за Ницше, что "Бог  умер",  и

потому  человек в  его  представлении  не  может  опереться  на  божественную

помощь, списать свои деяния  на  веления  всевышнего  или  вымолить  у  него

прощение, если Бога  нет,  то  все  дозволено.  И  из  этого  "все"  человек

выбирает  свой поступок на собственный  страх и риск. Он  не  может  опереться

на  людей, потому что  каждый - свободен, и  на  них  не  обопрешься.  Поэтому

индивид выбирает в одиночку, без гарантий и  без надежды на успех. При  этом,

однако, полагает Сартр, всякий раз при выборе  мы  считаем,  что выбираем добро, и при том - добро для всего человечества

Понятие свободы.

  • Сартр в основу своей этической концепции закладывает абсолютную свободу личности. Стало быть человек - единственный источник, критерий и цель нравственности. Причем каждый отдельный человек, “я”. Моя личная свобода является единственной основой моральных ценностей. Итак, пользуясь своей свободой, будь самим собой! В таком случае, конечно, не остается места для общезначимости, социальности моральных норм.
  • По Сартру, свобода - это фундаментальный факт человеческой экзистенции. "Мы, - говорит Сартр, - это свобода, которая выбирает, но мы не можем выбрать, быть ли нам свободными. Мы приговорены к тому, чтобы быть свободными “. Можно было бы сказать, выражаясь несколько парадоксально, что свобода - это фатум человеческой экзистенции.
  • Эта фатальность свободы у Сартра сопровождает человека всю жизнь. Человек не может избежать свободного выбора; по Сартру, в каждом данном случае отказ от выбора тоже есть выбор, воздержание от поступка - тоже свободный поступок. Сартр везде подчеркивает эту, по его мнению, основополагающую роль свободы, начиная с примитивнейших фактов повседневной жизни и вплоть до последних вопросов метафизики.
  • Сартру удается доказать а отсутствие фатальной предопределенности человеческого действия, способность человека бороться с препятствиями и своим действием преодолевать их. Можно согласиться с Сартром, когда он говорит, что от свободного решения человека зависит, будет ли он подчиняться запретам, установленным немецкими фашистами в оккупированном Париже, или же станет действовать вопреки им. Однако смертельная опасность, связанная с последним решением, свидетельствует, что свобода не сама полагает препятствия для своего действия, а встречает их как объективно данные. Учет подобных факторов опровергает тезис об абсолютной свободе человека.

       В какой-то мере это осознается  и самим Сартром, что находит  отражение в новом "уточнении", а фактически ограничении понятия  свободы: "Формула "быть свободным" не означает "достигать того, чего хотели", но означает "определяться к хотению (выбирать) самому". Другими словами, успех совершенно не важен для свободы". В свете сказанного реальная целеполагающая деятельность человека предполагает три значения свободы:

      1) она означает способность самостоятельно выбирать цели действия;

       2) действовать ради  достижения целей; 

         3) достигать поставленных  целей;

            4) выявление своей  воли.

  • Игнорирование хотя бы одного из названных аспектов ведет к серьезному ограничению или даже отрицанию свободы. Вносимое Сартром "уточнение" понятия свободы, сводящее ее к автономии выбора, замыкает ее рамками сознания, изменением действительности лишь в своих мыслях. Такая свобода не вносит никаких перемен в окружающий мир и не является действительным превзойдением ситуации. Но только такое отождествление свободы с автономией выбора позволило Сартру утверждать, что человек всегда свободен и что с точки зрения свободы для него нет никакой разницы между диаметрально противоположными ситуациями, например: остаться стойким или предать друга и убеждения. Сартр заявлял, что даже в тюрьме человек не утрачивает свободы, что даже пытки не лишают нас свободы.

Отношение к марксизму.

  • Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь марксизм становится "почвой всякой индивидуальной мысли и горизонтом всей культуры".

      Отношение  Сартра к марксизму и к практике  построения социализма в Европе  и Азии было противоречивым. Сартр  внимательно присматривался к  опыту социалистических стран,  он посетил Югославию, Кубу, а  потом и Советский Союз. Малейшие  шаги в сторону демократии  и гуманизма он встречал с  надеждой. Но подавление прав  и свобод личности в странах  социализма он осуждал не менее  решительно, чем попрание демократических  свобод в капиталистических государствах. Сартр резко критически выступил  в связи с венгерскими событиями  1956 г. Однако предпринятая в  СССР критика сталинизма и  начавшаяся оттепель внушили  Сартру новые надежды не "гуманизацию" социалистической практики.

  • Не менее интересовала Сартра и перспектива объединения марксизма и экзистенциализма. Для экзистенциализма синтез с марксизмом означал бы обретение социально-исторического исследования, по существу отсутствующего во всех его вариантах. Для марксизма объединение с экзистенциализмом означало бы, по мнению Сартра, его "гуманизацию" и "антропологизацию":обращение к человеческой личности, миру ее сознания, переживания, действия. Впоследствии Сартр увидел, что желаемого синтеза не получилось.
  • Интерес Сартра к Марксу, понятное дело, приветствовался и эксплуатировался в политических целях. Но философы-коммунисты постоянно поучали, "поправляли" Сартра, клеймили его то как "ревизиониста", то как "мелкобуржуазного либерала". В конце 60-х годов Сартр, продолжая свой диалог с марксизмом, под влиянием чехословацких событий отказался от надежд демократизировать социализм и гуманизировать марксизм.

Политические взгляды  А. Камю

Альбер Камю (Albert Camus, 7.11.1913 - 4.01.1960) — французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Одна из наиболее ярких фигур французского экзистенциализма. Для Камю центральная проблема философии и литературы - оправдание бунтарского сознания, противостоящего "безрассудному молчанию мира". В его произведениях мир обретает смысл, только через бунт, направленный на изживание абсурдности мира. Творчество Камю - постоянный философский поиск, страстное переживание за человека, живущего в абсурдное время трагического надлома времени и истории в 20 веке.

Проблема абсурда  и человека

"Что  представляет собой  абсурдный человек?" - это главный вопрос, от обсуждения  которого зависит  решение других  проблем философии  Камю. Абсурдный человек,  пишет Камю, "ничего  не предпринимает  ради вечности  и не отрицает  этого. Не то  чтобы ему вообще  была чужда ностальгия. Но он отдает  предпочтение своему  мужеству и своей  способности суждения. Первое учит его  вести не подлежащую обжалованию жизнь, довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление о его пределах. Уверившись в конечности своей свободы, отсутствии будущности у его бунта и в бренности сознания, он готов продолжить свои деяния в том времени, которое ему отпущено жизнью. Здесь его поле, место его действий, освобожденное от любого суда, кроме его собственного. Более продолжительная жизнь не означает для него иной жизни".

Философ абсурда.

Информация о работе Экзистенциали́зм