Функции науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:32, реферат

Описание

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....….3
1) Наука. Определение понятия……………………………………………..5
2) Социальные функции науки……………………………………………...11
2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки………….…12
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы….14
2.3 Функция науки в качестве социальной силы………………………..16
2.4 Культурная функция науки…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………....19
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Wor.docx

— 62.51 Кб (Скачать документ)

«Наука – важнейшая  сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной  цивилизации, ориентированная на получение  истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике»3. Она превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности, требующим от общества определённых материальных затрат, использования технических средств, рациональной организации и распределения ресурсов, квалифицированного планирования и управления.

Современная наука составляет важнейший компонент и движущую силу научно-технической революции. Научно-техническая революция создаёт  предпосылки для возникновения  единой системы важнейших видов  человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления. Мы живём  в постиндустриальном обществе, где  все экономические процессы стали намного более наукоёмкими, т.е. требующими использования данных научных исследований.

 

  1. Социальные функции науки.

В обществе наука выполняет ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий в жизни людей, в формировании культуры.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное.

Напротив, они исторически  изменяются и развиваются, как и  сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки. Современная наука во многих отношениях кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной  науке в ее взаимодействии с различными сферами

Жизни человека и общества, можно выделить несколько групп выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и

мировоззренческая; во-вторых, функция науки как непосредственной

производительной силы, в-третьих, ее функция как социальной силы.

 

 

 

2.1 Познавательная  и мировоззренческая функции  науки.

 Наука вырабатывает, прежде всего, научную картину мира как совокупность

знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется

познавательная (гносеологическая) функция, а так же и мировоззренческая,

поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в

сознание людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим,

религиозным, философским  осмыслением мира, постоянно переоценивается.

Познавательная функция  задана самой сутью науки, главное  назначение

 которой - как раз  познание природы, общества и человека, рационально-

 теоретическое постижение  мира, открытие его законов и закономерностей,

 объяснение самых различных  явлений и процессов, осуществление

 прогностической деятельности, то есть производство нового научного

 знания.

Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной

функцией, главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной

картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения  человека к миру, обоснование научного миропонимания. Ученые призваны

 разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации,

 хотя, конечно, ведущую  роль в этом деле играет философия.

В период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой. В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки оставались проблемы более частного и «земного» порядка.

Коперниканским переворотом, случившимся четыре с половиной столетия

назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять

формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе

проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.

Должно было пройти не мало времени, вобравшего в себя такие

драматические эпизоды, как  сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.

Еще больше времени потребовалось  для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.

Одновременно с этим процессом  возникновения и укрепления познавательно

- мировоззренческих функций  науки занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.

Отвечая на экономические  потребности общества, наука реализует себя в

Функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве

важнейшего фактора хозяйственно-культурного  развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу. Каждое новое открытие в науке – основа  для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. Следует отметить, что сама по себе наука как система знаний ничего не производит, поскольку составляет сферу духовной жизни людей. «Она может выполнять функцию непосредственной производительной силы, включаясь во все без исключения элементы производительных сил, изменяя человека, орудия, условия и предмет труда».4

Производственная, технико-технологическая функция призвана

для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий,

форм организации и  др. Исследователи говорят и пишут  о превращении

науки в непосредственную производительную силу общества, о  науке как об

особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным

работникам, а все это  как раз и характеризует данную функцию науки.

Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

В период становления науки как социального института вызревали

Материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался

Необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался

соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.

Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука  мало

что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но, прежде всего, в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Со временем становилось очевидным, что сугубо эмпирическая

основа слишком узка и  ограниченна для того, чтобы обеспечить не прерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука не долго ограничивалась

подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал

революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она, прежде всего, получает новый мощный

импульс для своего развития, поскольку «применение науки к

непосредственному производству само становится для нее одним из

определяющих и побуждающих  моментов»5. Со своей стороны, практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.

Для современного производства, да и не только для него, все более широкое

Применение научного знания выступает как обязательное условие самого

существования и воспроизводства  многих видов деятельности, возникших  в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

 

2.3 Функция науки  в качестве социальной силы

Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки все более

отчетливо обнаруживается еще  одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

Существенно также, что в виду комплексного характера подобных планов и

Программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие

общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных

проблем современности. «Современная наука начинает больше заботиться о  коэволюционном вписывании в мир всех достижений научно-технического прогресса»6.

В качестве примера здесь  можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.

Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических  опасностей. В этой своей функции  наука затрагивает социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила связан с первой демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп, который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики, пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли «двумя или более часами» раньше.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для

Решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин

возникновения экологической  опасности, и поиск путей ее предотвращения,

первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.

 

2.4 Культурная  функция науки.

Культурная, образовательная  функция «обнаруживает себя как  процесс формирования человека в  качестве субъекта деятельности и познания»7. Она заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором  культурного развития людей и образования. Её достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, на технологию, формы и методы обучения.

Информация о работе Функции науки