Функции науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:32, реферат

Описание

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....….3
1) Наука. Определение понятия……………………………………………..5
2) Социальные функции науки……………………………………………...11
2.1 Познавательная и мировоззренческая функции науки………….…12
2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы….14
2.3 Функция науки в качестве социальной силы………………………..16
2.4 Культурная функция науки…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………....19
Список литературы………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Wor.docx

— 62.51 Кб (Скачать документ)

 Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Культурная функция науки  не сводима только к результативному  исходу, т.е.

к тому, что результаты научной  деятельности составляют также и совокупный потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации. Исторически человеческое сообщество в той или иной эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными «очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой», сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт, составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей, превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой

происходит становление  и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный  феномен, не может развиваться вне

освоения знаний, ставших  общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

 

Заключение.

В работе осуществлена попытка рассмотреть такую важную в философии тему, как функции науки. Раскрывая ее, показано, что социальные

функции науки были и остаются актуальными, так как них

обнаруживаются возможности  и способности участвовать в  решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Возрастающая роль науки  в общественной жизни породила ее особый статус

в современной культуре и  новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

У порога XXI века – века развития науки высоких технологий,

социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. – М.,1989
  2. Гаранина О.Д. История и философия науки. Часть 1.: Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2007.
  3. Кохановский В.П. Учебное пособие для аспирантов/В.П.Кохановский.-Ростов н/Дону:Феникс, 2008.
  4. Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск, 1998.
  5. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II.
  7. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей Автор: сост. и общ.ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова Издательство: Уральского ун-та, 2007.
  8. lib.vvsu.ru
  9. www.bibliofond.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.- с.6

2 Кун Т. Структура научных революций. Благовещенск, 1998.

3Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей Автор: сост. и общ.ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова Издательство: Уральского ун-та, 2007.- с.63

4Гаранина О.Д. История и философия науки. Часть 1.: Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2007.

5Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. II, с. 213

6Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.-с.49

7Кохановский В.П. Учебное пособие для аспирантов/В.П.Кохановский.-Ростов н/Дону:Феникс, 2008, с.66

 


Информация о работе Функции науки