Философская концепция человека как основа науки о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования. Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

Работа состоит из  1 файл

вариант 29.docx

— 65.11 Кб (Скачать документ)

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности и качестве жизни - стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;

3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых других", служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.

Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

• личные(индивидуальные);

• групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

• материальными и духовными;

• нормальными и ненормальными;

• долговременными и ближайшими;

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными  на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и  соотносятся с общими интересами.

• Особым аспектом нормальной жизни  человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в  обществе правила, регулирующие поведение  людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают" человека;

• помогают человеку приобщиться  к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие  варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек(его  совесть) и общество, которое может  подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими  могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные(профессиональные) нормы  регламентируют поведение представителей тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения  дипломатов, особые нормы поведения  распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными  госулярственными органами:

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой  государства(возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных  государственных органов в установленном  законом порядке по отношению  к лицам, их преступившим). 

Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом  деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств  и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и  отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...

Труд сыграл исключительную роль в  формировании и развитии человеческого  сознания, способности человека, в  эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам  человек выделился из окружающего  животного мира, сумел создать  высокоорганизованное общество.

Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные  позиции:

пассивная(конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная  позиция бывает:

• авторитарно-конформистская(человек  в своем поведении ориентируется  на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и  авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская(отдельный  человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская(отдельный  индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение  особенно было свойственно гражданам  тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция  также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение  по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти  себя" вне общества- в банде  преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и другие).

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для  подражания может выступить отдельный  человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель  мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют  средства массовой информации, а также  достижения духовной и материальной культуры(книги, выставки, технические  устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в  обществе(передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с  другими людьми;

научить человека труду.

Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные ценности.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе,счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);

б) демократические (свобода слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социальное положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные (любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти)

 


Информация о работе Философская концепция человека как основа науки о человеке