Философская концепция человека как основа науки о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования. Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

Работа состоит из  1 файл

вариант 29.docx

— 65.11 Кб (Скачать документ)

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания (например, возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях Казахстана).

Исходя из вышеизложенного,следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между геграфической средой и процессами социальной жизни,когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

 

Мотивация социального действия: потребности, интересы, ценностные ориентации

Понимание социального действия невозможно без изучения механизма его совершенствования. В его основе лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

Потребность - состояние недостатка, ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Потребность является источником деятельности и первичным звеном мотивации, исходным пунктом всей системы стимулирования.

Потребности человека многообразны. Их сложно классифицировать. Общепризнанно, что одна из лучших классификаций потребностей принадлежит А.Маслоу, американскому социологу и социальному психологу.

Он выделил пять видов потребностей:

1) физиологические - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

2) потребности безопасности и качестве жизни - стабильности условий своего существования, уверенности в завтрашнем дне, личной безопасности;

3) социальные потребности - в привязанностях, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

4) потребности престижа - в уважении со стороны "значимых других", служебном росте, статусе, признании, высокой оценке;

5) потребности самореализации, творческого самовыражения и т.д.

А.Маслоу убедительно показал, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы человека - свободу, любовь, ощущение общности, уважение и т.д., голод может служить достаточно эффективным средством манипулирования людьми. Отсюда следует, что нельзя недооценивать роль физиологических и материальных потребностей.

Следует отметить, что "пирамида потребностей" данного автора подвергается критике, за попытку предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность во всех случаях не может стать актуальной, ведущей, пока не удовлетворена предыдущая.

В реальных действиях человека результируются несколько потребностей: их иерархия определяется как культурой общества, так и конкретной личностной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, культурой, типом личности.

Становление системы потребностей современного человека - процесс длительный. В ходе этой эволюции через несколько этапов происходит переход от безусловного доминирования витальных потребностей, присущих дикарю, к целостной многомерной системе потребностей нашего современника. Личность все чаще и чаще не может, да и не хочет пренебрегать ни одной из своих потребностей в угоду другой.

Потребности тесно связаны с интересами. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие. Соответствующий данной потребности мотив актуализируется и возникает интерес - форма проявления потребности, обеспечивающий направленность личности на осознание целей деятельности.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Именно, интересы и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения.

Итак, социальный объект в соединении с актуализированным мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению у субъекта цели в отношении конкретных социальных объектов. Появление цели означает осознание им ситуации и возможность дальнейшего развития субъективной активности, которая далее приводит к формированию социальной установки, означающей предрасположенность, готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленных ценностными ориентациями.

Ценности - объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.).

В социологии ценности рассматриваются как имеющие исторически конкретный характер и как вечные универсальные ценности.

В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре, зле, благе,счастье);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, качество продуктов и т.д.);

б) демократические (свобода слова, партий);

в) общественного признания (трудолюбие,квалификация,социальное положение);

г) межличностного общения (честность, бескорыстность, доброжелательность, любовь и др.);

д) личного развития (чувство собственного достоинства,стремление к образованию, свобода творчества и самореализации и др.);

3) партикулярные:

а) традиционные (любовь и првязанность к "малой Родине", семье, уважение к власти);

Вопрос №3: Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность

Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более  актуальной в XX веке, когда новыми факторами  жизни человека стала научно-техническая  революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление  природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим млекопитающим), с  другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных  во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических  понятиях, под собственным углом  зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре  философского знания, в системе философской  антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская  концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую  мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм(Н. Бердяев) рассматривает  личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.

Большинство философов считали, что  индивид становится личностью, не замыкаясь  в себе, а вступая в сложные  отношения с Другими, обнаруживаясь  в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно  утверждать с той или иной мерой  доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут  полагаться как личности. Так, для  юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога  новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще  надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все  же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной  культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков  используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных  духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные  в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое  существо, причем в условиях современной  цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В  таких случаях из двух начал, социального  и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной  речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения  в человеческое общество не приживались  в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу  человека, то есть то, что человек, в  котором не заложено социальных навыков  воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком  и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения  биологического индивида в социально-биологическую  личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ  мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи  и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

• гуманизм;

• человечность;

• честь;

• совесть;

• скромность; великодушие;

• справедливость;

• верность;

• иные качества.

и общественно осуждаемые-негативные:

• чванливость;

• цинизм;

• грубость;

• тунеядство; трусость;

• нигилизм;

• иные негативные черты.

 К общественно полезным качествам  относятся:

 • воля;

• решительность;

• мудрость;

• умение; установки;

• убеждения;

• патриотизм. 

Человек, как правило, совмещает  в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше. 

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими(естественными)- в  сохранении жизни, питании размножении  и др.;

• духовными- стремление обогатить  внутренний мир, приобщиться к ценностям  культуры; материальными- обеспечить достойный  уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого  счастья. Значительная доля потребностей(кроме  биологических) формируется обществом  и может быть реализована в  обществе. Каждому обществу соответствует  определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем  выше качество потребностей.

Информация о работе Философская концепция человека как основа науки о человеке