Бытие как предмет мышления в новоевропейской философии

Автор работы: N********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание

Во-первых, бытие можно понимать как всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях – действительно всё, в других – всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: «Всё, что существует – это бытие «, «Всё, что подлинно существует – это бытие».

Содержание

Введение 3
Глава 1 Общий обзор философских представлений о бытии 11
1.1. Представления Парменида 11
1.2. Левикипп, Демокрит, Платон о бытии 14
1.3. Томас Кампанелла рассуждения о «Бытии и небытии» 16
1.4. Карл Маркс и Фридрих Энгельс как родоначальники понятия «общественное бытие» 17
Глава 2 Мартин Хайдеггер и его представления о бытии 20
2.1. Формальная структура вопроса о бытии 20
2.2. Задача тематического анализа бытия 25
Глава 3 Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени 29
Заключение 36
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

Бытие как предмет мышления в новоевропейской философии.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

     Можно выделить несколько основных компонентов  мировоззрения  Нового времени:

     1. Теряется ощущение того, что есть  подлинное существование чего-то, являющегося основанием жизни  и деятельности людей. Отсюда  замкнутость  в  субъективном, упование только на себя. Деятельность, не ориентированная более на высшее Благо, Истину и Красоту. Превращается либо во внешне- полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным  бытием ), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства  в  способ развлечения, а не духовного развития).

     2. Человек, его сознание, его потребности,  его жизнь стали восприниматься  как единственное несомненное  и подлинное  бытие . Такую мировоззренческую установку воспроизводил  в  своей  философии  основатель рационалистической культуры Запада Р.Декарт. он писал, что можно сомневаться, существует ли объективный мир, Бог, природа другие люди, даже мое собственное тело – но нельзя сомневаться  в  том, что я мыслю, а следовательно существую.

     3. Ослабление идеи существования  величественного  бытия  Абсолюта, Бога и т.д. сопровождается  переоценкой времени: никто уже  не думает о вечности. Время  человеческого существования рассыпается  на «взаимно исключающие точки – мгновения: здесь и теперь, там и тогда» (П. Флоренский). Точка – мгновение, как временной интервал. Не  в  состоянии вместить  в  себя всю полноту мыслей и чувств человека, связанных с переживанием вечности: ее вместимость ограничивается набором сиюминутных потребностей «я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жизни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и «сейчас», насытиться ею перед смертью, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок  Нового  времени.

     4. Уверовав  в  силу своего  разума, люди уверовали  в   свои способности изменять мир,  опираясь при этом на законы мировоззрения, открытые разумом. Формируется убеждение  в  деятельности природы человека,  в  его назначении переделывать подлунный мир. На мир перестали смотреть как на Божественный порядок; все превратилось  в  поле конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не человеком, а чем-то или кем- то, что превышает его силы, изменить невозможно: его можно только объяснить. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей, а затем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научного социализма – все они исходили из предположения возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельных сил человека.

     5. Онтологический нигилизм, задав  своеобразный вектор движению  европейской истории, привел к  господству материализма, но не  просто  в  теории, а прежде  всего  в  жизни. Материальные  потребности стали ведущими. Доминирующими  в  жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьба классов,  в  основе которой лежал материальный интерес. Активизируется человеческая деловитость, ориентированная на пользу и экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования стали материальные потребности. Таким образом, мировоззрение Нового  времени строилось на уверенности человека  в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму – сознание.  В  условиях отказа от традиционного понимания  бытия  как высшей и запредельной реальности, человеку оказались ненужными ранее культивировавшиеся и воспринимающиеся как само собой разумеющееся трансцендентные акты, т.е. умение выходить за пределы чувственного опыта и делать предметом рассмотрения  бытие, которое не совпадает с конечным, эмпирическим миром. Содержание мировоззрения человека  Нового  времени, которое мы описали, формировалось не под воздействием философских теорий и учений. Наоборот. 

 

Список использованных источников

 

     1. Абрамов А.И., Аверинцев С.С. Философия.  Энциклопедический словарь. –  М.: «Гардарики», 2006. – 1072с.

     2. Бабабева А.В. Философия. –  М.: «Авалонъ», 2005. – 160с.

     3. Баева Л.В.,  Карабущенко п.Л.,  Бойко П.Е.  Философия. – Астрахань: «Астраханский универститет», 2007. – 440с.

     4. Горелов А.А. Философия в вопросах  и ответах. – М.: «Эксмо», 2009. –  336с.

     5. Гуревич П.С. Философия. – М.: «МПСИ», 2007. – 1128с.

     6. Данильян О.Г.,  Тараненко В.М.  Философия. – М.: «Эксмо», 2009. –  512с.

     7. Ермакова Е.Е. Философия. –  М.: «Высшая школа», 2004. – 408с.

     8. Кальной И.И. Философия. – М.: «Юридический центр Пресс», 2002. –  447с.

     9. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия.  – СПб: «Питер», 2006. – 560с.

     10. Мананикова Е.Н. Философия. –  М.: «Дашков и Ко», 2007. – 304с.

     11. Философия // под ред. В.В. Миронова, А.В. Рамина, М.: «Академический проспект», 2007. – 688с.

     12. Философия //под ред. В. Губина  – М.: «Гардарики», 2008. – 832с.

     13. Халин К.Е. Философия. – М.: «Приор-издат», 2007. – 218с.

     14. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: «Наука»., 2007. -  466с.

Информация о работе Бытие как предмет мышления в новоевропейской философии