Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:46, реферат

Описание

Тема данного реферата - Фома Аквинский и Аристотель.
Цель работы: Рассмотреть философию Фомы Аквинского и Аристотеля, а также рассмотреть, как учения Аристотеля повлияли на философию Фомы Аквинского.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Аристотель………………………………………………………………4
1.1Аристотель. Биография………………………………………………………..4
Философия Аристотеля……………………………………………………….6
1.2.1 Материя и форма……………………………………………………………6
1.2.2 Теория познания и логика………………………………………………….8
1.2.3 Этические взгляды………………………………………………………….9
1.2.4 Категории философии и идея души………………………………………10
Глава 2. Фома Аквинский ………………………………………………………12
2.1 Биография Фомы Аквинского………………………………………………12
2.2 Философия и теология Фомы Аквинского………………………………...14
2.3 Фома Аквинский систематизатор учений Аристотеля……………………15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.docx

— 44.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Аристотель………………………………………………………………4

1.1Аристотель. Биография………………………………………………………..4

    1. Философия Аристотеля……………………………………………………….6

1.2.1 Материя и форма……………………………………………………………6

1.2.2 Теория познания и логика………………………………………………….8

1.2.3 Этические взгляды………………………………………………………….9

1.2.4 Категории философии и идея души………………………………………10

Глава 2. Фома Аквинский ………………………………………………………12

2.1 Биография Фомы Аквинского………………………………………………12

2.2 Философия и теология  Фомы Аквинского………………………………...14

2.3 Фома Аквинский систематизатор  учений Аристотеля……………………15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо  как для отдельного человека, так  и для любой эпохи. Греческое  слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был  подвергнут тщательному анализу  Платоном и Аристотелем. В целом  философия объединяет в себе научно-теоретическое  знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это  и определяет двоякий характер отношения  философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени. Но философия, ее вершинные  творения и не подвластны времени; философский  взгляд на мир осознание его под  знаком вечности.

Тема данного реферата - Фома Аквинский и Аристотель.

Цель работы: Рассмотреть философию Фомы Аквинского и Аристотеля, а также рассмотреть, как учения Аристотеля повлияли на философию Фомы Аквинского.

Для достижения поставленной цели, я  решала следующие задачи:

  • Описать биографии Аристотеля и Фомы Аквинского
  • Подробно рассмотреть философию и разделы в ней, Аристотеля и Фомы Аквинского.
  • Рассмотреть как учения Аристотеля повлияли на философию Фомы Аквинского.

 

 

 

 

 

     Глава 1. Аристотель

    1.   Биография Аристотеля.

 

     Аристотель – величайший древнегреческий философ. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и  завершением всей предшествующей греческой философии.

Аристотель жил  в  384-322 гг. до нашей эры. Родина Аристотеля - Полис Страгира. Отец Аристотеля Никомах  – придворный врач македонского царя Аминты третьего.

В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины  и стал обучаться в Платоновской Академии, где пробыл 20 лет, в плоть  до смерти основателя "Академии". Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего  к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. В 347 г. до н.э., после  смерти Платона, а также в связи  с антимакедонскими настроениями в  Афинах, Аристотель покидает этот город  и некоторое время преподает  философию греческих городах  Малой Азии.  В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течении 8 лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полководца Александра Македонского. Обучение закончилось  в тот момента, как Александр  стал царем, и потому Аристотель покидает его и возвращается в Афины. Здесь  в 336 г. до н.э., он открывает свою школу, которая располагалась в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. С этой поры и школа Аристотеля получила название Ликей.

    В Ликее Аристотель  преподает практически до конца  жизни. Очень часто свои занятия  он проводил не в помещениях, а в "перипатах" - садах, предназначенных  для прогулок. Подобная практика  преподавания была довольно обычной  в то время, почему учеников  того или иного философа, занимающегося  в "перипатах", называли "перипатетиками" - дословно, "прогуливающимися". Позднее, перипатетиками стали именовать уже только учеников и последователей Аристотеля. В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского и в связи с назревавшим распадом его империи, в Афинах резко усилились антимакедонские настроения. Аристотель был вынужден вновь покинуть Афины. Он поселяется на острове Эвбее, где через год умирает. Смерть его была загадочна и до сих пор существует, хоть и недоказанная, но и не опровергнутая версия о самоубийстве Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Философия Аристотеля.

Философия является логической переработкой и  завершением всей предшествующей греческой философии. Философия Аристотеля – вершина не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Аристотель оставил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Простейшая определенность первоматерии - земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под воздействием формы как активной причины. Поэтому реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог - «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первой ступенью познания является чувственное, с его помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью представлений. Познание у Аристотеля есть процесс перехода от простых форм к сложным, от низших к высшим: ощущения, представления, опыт, искусство, наука. Наука - высшая форма познания, так как это знание об общем. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно. Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.

   1.2.1 Материя и форма.

Аристотель не отрицал существование  идей, но во многом отойдя от своего учителя  Платона, считал, что находятся они  внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав оба эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя - это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие «материя» имеет в русском языке и бытовой смысл: материя как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, - материал. «Под материей же я разумею, например, медь; под формой - очертание - образ; под тем, что состоит из обоих, - изваяние как целое» говорил  Аристотель. Форма и материя - простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма. Медь - материя по отношению к шару, который из нее отливается, но она же форма по отношению к тем элементам, в результате соединения которых появляется вещество медь. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделяет в качестве основы первоматерию - неопределенное начало мира, которое он называл «хорой» и противопоставлял Богу как Высшему Благу. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (например, вода в пар). К четырем стихиям Аристотель добавляет квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела, - звезды и небо.

Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. Аристотель различал формы движения по сущности (возникновение и уничтожение), по качеству (превращение), по количеству (увеличение и уменьшение) и по положению (перемещение). Каждое явление природы  содержит в себе, по Аристотелю, изначальную  внутреннюю цель своего развития. Представление о том, что все происходящее имеет какую-либо цель, получило в философии название теологии . Последовательное проведение теологического взгляда привело Аристотеля к утверждению, что форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию.

Если, по Платону, материя без идеи «не сущее», т. е. не существует, то, по Аристотелю, не может также существовать и форма без принадлежащей  к ней материи. Отношение материи  и формы Аристотель уподобляет отношению  мрамора и статуи, и это сравнение  не случайно, поскольку Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства (недаром космос для древних  греков - лад, гармония, порядок и  даже красота).

   1.2.2 Теория познания и логика.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в  памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения. Аристотель - отец логики как систематизированной  науки о мышлении и его законах. Он опирался на Демокрита, Платона и  других древнегреческих философов, но никто из них не создал науки  о мыслительной деятельности рассуждающего  человека. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия ("не противоречь сам себе") и закон исключенного третьего ("А или не - А истинно, третьего не дано"). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

 

1.2.3 Этические взгляды.

      Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения этики как учения о добродетелях. Аристотель дает определения основных понятий этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся». Назначение человека - в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.

       Аристотель отличает намерение, как имеющее дело с тем, что в нашей власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели - деятельность, а не только созерцание, для Аристотеля очень важно понятие воли, которое он определяет как стремление к цели.

     Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами человека, главенствующие добродетели для него, в соответствии с основной античной традицией, - мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не зависят от частных житейских обстоятельств. Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля - науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения Платона, что философы должны управлять государством. Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивые». Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача - научиться управлять чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

     Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетелей. Животная, или страстная часть имеет добродетели, которые Аристотель называет этическими. В отличие от чувств - например, гнева, страха, зависти, робости - они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием и привычками, свободно и сознательно выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой среднее между двумя противоположными чувствами: мужество - середина между трусостью и отвагой, щедрость - между скупостью и мотовством, великодушие - между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении - между невоздержанностью и бесстрастностью. По природе своей люди склонны к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее. Поскольку наслаждение и страдание управляют всеми нашими действиями, надо научиться управлять ими, больше всего отклоняя себя от наслаждения.

     Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.

      Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

1.2.4 Категории философии и идея души.

    Категории - это фундаментальные понятия философии. К категориями Аристотель относит:  сущность,  качество,  количество,  отношение,  место, время,  положение, обладание, действие, страдание. Он исследует и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее». Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.

    Помимо метафизики и учения о силлогизмах, средневековые мыслители с особым вниманием отнеслись к учению Аристотеля о душе, изложенному в одноименном трактате. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой. Различая растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.

Информация о работе Аристотель