Арабская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Описание

Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Родился в селе Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — умер в г. Хамадан, 18 июня 1037 г.)
Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.
Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья переехала в столицу.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 27.82 Кб (Скачать документ)

Значительным явлением по-своему философскому содержанию был  восточный перипатетизм (аристотелизм) (Перипатос, или Ликей - философская  школа Аристотеля. Термин «перипатетик»  происходит от греч. слова «прохаживаюсь». В этой форме шло обучение в  школе философа). Восточный аристотелизм, восточный перипатетизм (араб. فلسفة‎‎) — средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля. Явилась опосредующим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого направления были: Ал-Кинди, Ибн Сина, Фараби, Ибн Рушд. Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, что проявлялось в его совмещение с неоплатонизмом (Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений). Однако Бог скорее понимался как вечный двигатель, существующий при вечной материи. Критику идей этого направления дал Газали.

Первыми арабскими  философами, проложившими путь к аристотелизму, были Аль-Кинди (800 - ок. 870) и Аль-Фараби (870 - 950). По отношению к европейской  христианской схоластике важное значение имеет творчество выдающихся представителей восточного аристотелизма Авиценны (Ибн-Сины, 980 - 1037) и Аверроэса (Ибн-Рушда, 1126 - 1196). 

 

Если Аверроэс был  главной фигурой арабской философии  на Западе, то подобной фигурой арабского  Востока  был Авиценна.

Ибн-Сина (Авиценна), является основателем арабского перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама.  Недаром его называли «вторым учителем», т. е. вторым после Аристотеля, который в тот период считался непогрешимым авторитетом в вопросах науки и философии. Философия Авиценны теоцентрична, однако в ином смысле, чем христианская философия. Мир рассматривается Авиценной как сотворенный Богом из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Как и у Аристотеля, у Авиценны Бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием.

 В философии Авиценны также прослеживаются идеи деизма: он допускал, что мир в своей реальной множественности создан однажды и непосредственно Богом, но дальше его развитие происходило постепенно самостоятельно.

 О параллельности  развития арабской и христианской  философии свидетельствует и  понимание универсалий. Авиценна  приходит к аналоричным результатам,  что и Абеляр, но по времени  раньше. В согласии с другими  арабскими философами, он учит, что  об универсалиях можно говорить  трояким способом:

— они существуют до единичных вещей в божественном разуме (аntе rеs);

— они существуют в реальных вещах как их воплощенная  сущность (in rebus);

— они существуют после вещей в головах людей  как образованные ими понятия (роst res).  

Для философии Авиценны был характерен рационализм с  материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации.

 Как великий  ученый-естествоиспытатель, врач Авиценна  признавал объективное существование  природы. Часто, покидая позиции  религии, он становится на точку  зрения материализма: если Бог  вечен, то вечен также и мир,  ибо причина и следствие всегда  связаны друг с другом. Авиценна  очень много сделал для того, чтобы представить в чистом  виде логическое учение Аристотеля, освободив его от дополнений  и извращений, которым оно было  подвергнуто в средние века. Огромное  значение имела его идея о  том, что логические принципы, законы, категории должны соответствовать  закономерностям объективного мира, иными словами, логика должна  быть наукой, а не искусством, оторванным от жизни.

Авиценна обращал  также внимание на тесную связь физики, логики и метафизики (философии). Физика, по его мнению, дает логике идею причинности, логика вооружает физику методом, предметом  же высшей науки (метафизики) является абсолютное бытие, содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые  происходят из самого бытия и неотъемлемо  присущи ему.

 

Использованная  литература

Антология мировой  философии. М., 1969, т. 1, ч. 2.

Гуревич А.Я. Категории  средневековой культуры. М., 1972.

Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX - XIV веков. М., 1961.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая  философия. М., 1979.

Чанышев А. К. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Информация о работе Арабская философия