Арабская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Описание

Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Родился в селе Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — умер в г. Хамадан, 18 июня 1037 г.)
Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.
Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья переехала в столицу.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 27.82 Кб (Скачать документ)

Биография

Авиценна (980-1037) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Родился в селе Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — умер в г. Хамадан, 18 июня 1037 г.)

Бухара была тогда  столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные  храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.

Отец Авиценны был  довольно зажиточным чиновником, и  скоро вся семья переехала в столицу.

Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет слава гениального  врача и знаменитого философа, судьба скитальца по караванным путям... Но и в детстве Авиценна поражал  всех своими способностями к наукам.

'...Когда мне исполнилось  десять лет,-рассказывал он сам,- я уже покончил с изучением  Корана (Коран - 'священная книга'  мусульман) и многих словесных  наук, так что мне удивлялись'.

В это время в  Бухару прибыл ученый старец, который  стал домашним учителем Авиценны. Под  его руководством мальчик должен был изучить законоведение и  математику, философию и астрономию. Очень скоро, 'о каком бы вопросе  он мне ни говорил, - рассказывал  Авиценна, - я представлял себе этот вопрос лучше, чем он сам'. Ученому  старику пришлось искать заработок  в другом месте, а не по годам образованный мальчик принялся изучать науки  самостоятельно.

Лет четырнадцати он увлекся медициной, прочитал все  медицинские трактаты, какие можно  было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем самых трудных. Предполагают, что увлек его занятиями медициной  известный в то время врач Абу  Сахл Масихи, автор книги 'Эмия, или  Книга ста глав', которая для  многих врачей была тогда учебником  медицины. Масихи - последователь прославленных  врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние на формирование взглядов Авиценны.

Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего  Авиценну. Лечение, предложенное юношей, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Авиценна же был назначен личным врачом эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. 'Передо мной открылись ворота в  такие глубины знания, о которых  я и не догадывался', - говорил  он.

У юного Авиценны появляются ученики, нередко это  седобородые старцы, они стараются  записывать каждое слово своего учителя. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими  учеными Востока, в том числе  со среднеазиатским ученым-энциклопедистом  Бируни.

В 20 лет Авиценна - уже автор нескольких книг: обширной энциклопедии, рассказывающей о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящей из 20 томов, книги по этике, многотомного медицинского словаря.

Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город  был разграблен, библиотека сгорела...

В это время умер отец Авиценны. Авиценна с торговым караваном отправился в далекий  Хорезм.

Местный правитель - хорезмшах покровительствовал ученым, в его дворце они часто собирались для диспутов. Вслед за Авиценной  в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой. Они ставили физические и  химические опыты, наблюдали за падением метеоритов. Вместе с Масихи Авиценна тайно продолжал изучать строение тела человека. Это можно было делать только на трупах, а вскрытие трупов здесь, как и во многих странах, каралось тогда смертью.

 Через несколько  лет жестокий и вероломный  правитель огромного соседнего  государства султан Махмуд Газневи  потребовал ученых к себе в  столицу, дабы они 'обрели почесть  присутствия' на собрании у  султана. На самом деле многим  самостоятельно мыслящим ученым  и поэтам каждый день при  дворе султана грозил смертью. 

Авиценна и старый врач Масихи отказались ехать к султану  и той же ночью бежали через  пески Кара-кум. На третий день пути на них налетел ураган. Они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи умер в пустыне. Авиценна похоронил  его и сам спасся чудом.

Султан Махмуд Газневи  разослал по всем городам описание внешности Авиценны. Любой, кто указал бы местонахождение гениального  врача, получил бы награду. Поэтому  несколько лет Авиценна скитался, переходил из города в город, кормился лишь врачеванием на постоялых дворах. Ему приходилось называться чужим  именем. Скитаясь, Авиценна продолжал  напряженно работать и написал более  десятка книг.

Иногда он останавливался на год-два у какого-либо мелкого  правителя, лечил его семью от всевозможных болезней. Но всюду Авиценну настигала зловещая тень султана, и  ему приходилось снова скрываться.

Наконец, в 1016 г. он остановился  в городе Хамадане. Этот город назывался  когда-то Экбатаной и был столицей древнего процветающего государства  Мидии. Ко времени Авиценны город  захирел и превратился в столицу  захолустного маленького государства, которым правили полуграмотные  эмиры. Авиценна скоро становится главным  врачом правителя, а затем и главным  министром - везиром.

Как и прежде, все  шесть лет жизни в Хамадане рабочий день его начинался рано утром и заканчивался, когда все  уже давно спали. Здесь он кончил первый том своего главного труда - 'Канона врачебной науки', 'Канон  врачебной науки' состоит из пяти томов. Все медицинские знания, которые  накопили к тому времени люди, вмещают  эти книги.

Первый том-теория медицинской науки; анатомия, диагностика, физиология, хирургия. В этой книге  описываются острые и хронические  болезни и способы их лечения. Во втором томе рассказано о простых  лекарствах. Их почти восемьсот. Корни  и кора многих деревьев могут помочь человеку бороться с болезнью. Третий и четвертый тома описывают болезни  человеческих органов, рассказывают о  способах лечения. Как лечить переломы черепа, носа, челюсти, ключицы, ребер - об этом тоже говорит Авиценна. В  пятом томе рассматриваются сложные  лекарства. В состав некоторых из них входит до 37 частей. Многие лекарства  даны со ссылкой на древнейших врачей, европейских и азиатских. Другие - впервые приготовлены и опробованы Авиценной.

Новые сведения, неизвестные  ранее медицинской науке, встречались  в 'Каноне' на каждой странице.

Лишь более чем  через 800 лет французский ученый Пастер подтвердил гипотезу Авиценны о вирусах как невидимых возбудителях 'лихорадочных' (инфекционных) болезней. Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. 'Пульс может  быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс  бывает также мягкий, напряженный  нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой',-- говорится в 'Каноне'.

Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал  причины, симптомы и способы лечения  таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, и многих других. Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад  и дают изображение.

В 'Каноне' Авиценна пишет о необходимости всестороннего  воспитания ребенка с тем, чтобы  из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.

Очень скоро 'Канон' становится медицинской энциклопедией  во всех странах мира. После изобретения  печатного станка 'Канон' печатают сразу  вслед за Библией. В Европе и в  странах Азии многие века учили по нему врачей. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно  упоминают имя ученого 'Ависен', дают его рецепты.

Последний том 'Канона' был написан уже в другом городе - Исфагане. Между первым и последним  томом - около десяти лет напряженной  работы. И они не были для Авиценны годами покоя. Во время его везирства  восстали военачальники, и Авиценна едва не был убит, его прятали  друзья. После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме он продолжал много работать. За четыре месяца он написал три книги, одна из которых - философская повесть 'Живой, сын Бодрствующего' - оказала  влияние на многих средневековых  писателей.

Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные  медицинские трактаты, но и книги  по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные  книги он писал как поэмы, звучными образными стихами. Вот начало поэмы  о медицине 'Урджуза':

'Поэты - принцы  Вселенной, врачи руководят телом.  Красноречие упомянутых выше  радует душу, преданность последних  исцеляет болезни. 

Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю  в стихах все мои знания этой науки'.

Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в  пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат неразобранными, и, возможно, человечество их откроет.

О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.  

Авиценна умер в  дороге. Полузнакомый человек написал  с его слов завещание. Все имущество  свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.  

Лекарство для бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил  дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно  применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования  своему самому верному ученику. После  смерти Ибн Сины ученик приступил  к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно  было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную  предыдущими снадобьями. Ученик был  так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину  земли и через несколько минут  перед учеником лежало дряхлое тело учителя

Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней  могиле великого врачевателя.

В 1954 г., по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту  дату отмечали во многих странах. В  иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.

Память

В его честь Карл Линней назвал род растений семейства  Акантовые — Авиценния. В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет  и горная вершина, ранее известная  как Пик Ленина.

В селе Афшана существует музей Абу Али ибн Сино.

В Новосибирске с 1996 года работает медицинский центр  «Авиценна»

В Самарканде и Бухаре есть улицы названные в честь  Ибн Сины.

В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт названный  в честь Абу Али ибн Сино. 

 

Философия Авиценны

Краткая характеристика арабской филосоии

Арабская, или мусульманская, философия - понятие условное. Создателями  средневековой арабской культуры наряду с арабами были персы, евреи, турки, таджики, узбеки, азербайджанцы, то есть все народы, входившие в состав Арабского халифата. Поэтому средневековую  философию восточных народов  принято называть арабоязычной.

В эпоху пророка  Мухаммеда (570 - 632) разрозненные и конфликтующие  арабские племена были объединены под  знаменем новой религии - ислама. А  к началу VII в. образовалось огромное многонациональное государство , простиравшееся от Туркестана до Испании, - Арабский халифат, в котором арабы занимали привилегированное  положение, а ислам был господствующей государственной религией. Главным  духовным источником для арабов, наряду с исламом, была греческая наука  и философия. Прежде всего труды  Платона и Аристотеля.

Как и христианская, исламская теология нуждалась в  философском обосновании, что и  обусловило быстрое взаимопроникновение  теологии и философии. Поэтому в  основных чертах и исходных положениях арабская философия сходна со схоластикой  в Западной Европе. Правда, ее расцвет  в хронологическом отношении  предшествует расцвету европейской  схоластики: арабская философия - IX - XI вв.; европейская схоластика - XI - XIII вв. В то время как в Западной Европе в результате варварских нашествий  на Римскую империю (V в. н. э.) философия, наука, искусство переживают состояние  застоя, которое продлилось вплоть до IX в., на Востоке, благодаря заслугам арабских мыслителей, происходит их подъем. Это позволяет рассматривать  арабскую философию как связующее  звено между античной философией и последующей ступенью европейской  философии - схоластикой.

Информация о работе Арабская философия