Понятие терроризма, его криминологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:29, реферат

Описание

Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности.doc

— 43.00 Кб (Скачать документ)

Понятие терроризма, его криминологическая характеристика.

Терроризм - это  один из наиболее разрушительных для  государства и общества элементов  преступности. Он оказывает негативное воздействие развитие на другие структурные  элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе. 
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом.

В ст.6 Устава Международного военного трибунала определяются следующие  виды преступлений лица ( группы лиц ): 
1. преступления против мира, а именно : планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 
2. военные преступления, а именно : нарушения законов и обычая войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории: убийства или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море: убийства заложников: ограбление общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления ; 
3. преступления против человечности, а именно убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащем юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, и ли нет.

международный терроризм представляет собой совокупность совершенных в условиях мира между  государствами следующих деяний : 
1. незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международному праву, иностранных государственных или международных органов или учреждений, или их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных и международных объектов; 
2. организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) насильственного акта в отношении национальных государственных органов или общественных учреждений, национальных политических и общественных деятелей, населения или иных объектов в целях изменения государственного или общественного строя, провокации международных конфликтов и войны. 
Акт внутригосударственного террора является деянием индивида или группы индивидов. 
Террорист в Законе о борьбе с терроризмом 1998 года определяется как «лицо 
, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме».

Акт международного терроризма совершается также  индивидом или  группой индивидов, действующими самостоятельно или согласно инструкциям государства, и объективно направлен против определенных ценностей, охраняемых уже не только национальным, но и международным правом. 
Акт внутригосударственного терроризма рассматривается как тяжелое преступление по национальному законодательству страны – места совершения деяния. 
Акт международного терроризма оценивается как преступление не только уголовным правом государства, но и , посягая на международные отношения, международным правом.

Необходимо отметить, что любой террористический акт включает в себя три элемента: террориста, его жертву (объект нападения), а также лиц, которые служат объектом воздействия. Одна из главных целей террористического акта 
-психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно жертвами данного преступного действия. 
Значительная часть актов террора совершается ради извлечения материальных выгод ( например, захват заложников с целью получения выкупа ), хотя они могут прикрываться иными целями.

Целесообразно выделить три вида терроризма: уголовный, политический и патологический. 
1. Уголовный терроризм представляет действия, совершаемые в целях получения выгоды, неполитические покушения на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, собственности и т.п. 
2. Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию, т.е. оппозицию существующему строю, конфликты с органами власти и т.п.Согласно статистики данным этот вид преступлений составляет около 20% от всех видов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. 
3. Патологический терроризм является следствием умственных расстройств, психических аномалий. 

 
Контроль и предупреждение терроризма. 
Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с терроризмом.  
На современном этапе существуют такие формы предупреждения как внутригосударственный политический, правовой, институционный и международный политический, правовой и институционный контроль.

Внутригосударственный политический контроль над терроризмом  и международным терроризмом  включает в себя: 
А) общеуголовную политику государства; 
Б) антитеррористическую политику. 
Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует понимать : самостоятельное направление деятельности государства в сфере законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью. 
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя : 
- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами; 
- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом; 
- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях; 
- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека; 
- разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие; 
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия , участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах; 
- разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия; 
- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно- правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия. 
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях: 
- совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом; 
- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма; 
- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов , связанных с контролем над терроризмом; 
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности. 
- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом; 
- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов; 
- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

Правовой  контроль призван  для того , чтобы  государственн-официально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как :

1. законность:

2. приоритет мер  предупреждения терроризма;

3. неотвратимость наказания  за осуществление террористической деятельности;

4. сочетание гласных  и негласных методов  борьбы с терроризмом;

5. комплексное использование  профилактических  правовых, политических, социально-экономических,  пропагандистских  мер;

6. приоритет защиты  прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций;

7. минимальные уступки  террористу;

8. единоначалие в  руководстве привлекаемыми  силами и средствами  при проведении  контртеррористических  операций;

9. минимальная огласка  технических приемов  и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Институционный  контроль подразумевает  собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие  терроризму. В Российской Федерации эта  системы состоят  из двух институтов : институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности

Российской  Федерации 1997 г.

Основу  системы обеспечения  национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами

Российской  Федерации. Президент  Российской Федерации  руководит в пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции :

Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ;

Служба  внешней разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная  пограничная служба РФ. Основная организационно- аналитическая работа по контролю над проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской

Федерации. Также нужно отметить что, для координации  деятельности субъектов  осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской

Федерации или решениями  Правительства Российской Федерации могут  создаваться антитеррористические комиссии на федеральном  и региональном уровнях.


Информация о работе Понятие терроризма, его криминологическая характеристика