Понятие гигиены профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение темы – «Понятие и история развития ГПД (гигиены профессиональной деятельности)».

Задачи, необходимые для достижения цели:
Рассмотреть понятие ГПД;
Изучить историю и развитие данного предмета;
Рассмотреть классификацию опасных и вредных производственных факторов;
Изучить гигиеническую оценку условий и характера труда.

ГПД является актуальной темой в современном обществе.

Профилактика заболеваний – одна из сложных задач государственной политики в области здравоохранения. Здоровье – необходимое условие трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления. Такая убежденность становится основой всей политики в области охраны здоровья.

Работа состоит из  1 файл

Понятие гигиены профессиональной деятельности.docx

— 82.11 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
  1. История развития гигиены  профессиональной деятельности
 
 

    Гигиена является одной из самых древних  наук. Еще в исторических документах народов древнего мира можно обнаружить сведения, свидетельствующие о наличии элементов санитарной культуры и хорошо развитых для этого времени гигиенических навыков. Так, в Древнем Египте (1500 лет до н. э.) болотистая почва осушалась посредством дренажа, имелись правила по содержанию улиц, домов и удалению нечистот, были оборудованы сооружения по водоснабжению.

    О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями. Позднее учение Гиппократа развили его ученики. Со временем эти взгляды стали систематизироваться в гигиенические правила.

    В Древней Греции держалась специальная  «санитарная полиция», которая наблюдала за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких нечистот и стоков была устроена канализация.

    В Древнем Риме большое развитие получили водопроводные сооружения, снабжающие население питьевой водой.

    В средние века больших достижений в области санитарной культуры не наблюдалось, так как в это  время свирепствовали эпидемии, сопровождающиеся высокой смертностью и многочисленной гибелью людей.

    В России гигиена начала развиваться  довольно рано. Об этом свидетельствуют памятники древнерусской письменности, в которых упоминалось, что при строительстве городов и деревень следует избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья. Археологические раскопки показали, что в древнерусских городах были сооружены водопроводы. В памятнике русской литературы «Домострое» указывалось, как хранить продукты, поддерживать чистоту тела и белья, соблюдать режим питания.

    Значительное  повышение санитарной культуры в  России отмечается при Петре I. По его  указу были построены мостовые, специальные  надзиратели следили за санитарным благоустройством населенных мест. Один из его указов гласил, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту» [13].

     Становление профилактической медицины обусловили труды великих гигиенистов, которые заложили основы современной гигиены.

    Среди них ведущее место занимают М.Я. Мудров, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман. В советское время – Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.Н. Сысин, А.В. Мольков, А.Н. Марзеев, С.Н. Черкинский, В.А. Рязанов, Ф.Г. Кротков, К.А. Буштуева, В.М. Жаботинский, А.А. Покровский, Н.Ф. Измеров и многие другие. В последние десятилетие большой вклад в развитие гигиены и санэпидслужбы внесли Г.Г. Онищенко, Г.И. Румянцев, Г.И. Сидоренко, А.И. Потапов, Г.И. Куценко, В.А. Тутельян, Е.Н. Беляев и другие [c.5, 10].

      После Великой Октябрьской социалистической  революции было разработано законодательство по охране труда и созданы органы, обеспечивающие контроль за выполнением этого законодательства.

    В 1923 по инициативе В. А. Обуха был создан первый в СССР Московский институт гигиены труда и профзаболеваний, входящий с 1944 в состав АМН СССР. В дальнейшем были созданы институты Гигиена труда в Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Киеве, Харькове, Донецке, Тбилиси и др., а также институты охраны труда в системе ВЦСПС, ведущие исследования по технике безопасности, вентиляции и др. техническим проблемам охраны труда. Разработку вопросов Гигиена труда ведут, кроме того, кафедры и лаборатории медицинских институтов. Материалы по Гигиена труда в СССР освещаются в ежемесячном журнале «Гигиена труда и профессиональные заболевания» (1957-).

      В Польше, ГДР, Чехословакии, Румынии,  Венгрии и Югославии созданы комплексные НИИ, разрабатывающие проблемы Гигиена труда и профессиональные патологии. В капиталистических странах исследования по Гигиена труда и профессиональной патологии ведут в отдельных лабораториях и отделениях клиник, находящихся на содержании различных промышленных и торговых фирм; в Финляндии и Швеции работают комплексные институты, находящиеся на государственном бюджете [11].

    Гигиена труда в условиях строительства  коммунизма в СССР накапливала знания о неблагоприятных факторах производственной среды, способствуя тем самым созданию на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве здоровых условий труда, устранению производственных вредностей и травматизма, предупреждению профессиональных заболеваний, укреплению здоровья работающих и повышению производительности их труда.

    Большой вклад в развитие гигиены труда  внесли известные отечественные физиологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и др. Они изучали вопросы рационального режима труда и отдыха, активного отдыха и тренировки организма, проблемы утомления, а также влияние отдельных профессиональных факторов на организм.

    В создании советской гигиены труда  выдающаяся роль принадлежит            С. И. Каплуну (1897—1943), который был первым организатором санитарной охраны труда в СССР, автором первых руководств по гигиене труда, многих монографий и книг по охране труда, руководителем Центрального института охраны труда. Значительный вклад в гигиену и физиологию труда в СССР внесли Э. М. Каган (1887—1948) — организатор и первый директор института гигиены труда и профессиональных заболеваний на Украине (Харьков) и 3. Б. Смелянский (1892—1960). Большая роль в развитии учения о профессиональной патологии принадлежит Н. А. Вигдорчику, известному своими руководством по профессиональным болезням, монографией по электропатологии, силикозу, социальному страхованию.

    Основоположниками промышленной токсикологии в СССР являются    Н. С. Правдин и Н. В. Лазарев, создавшие методы токсикологических исследований промышленных ядов, и др. [13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация опасных и вредных  производственных факторов. Гигиеническая оценка условий и характера труда
 

    На  предприятиях работающие могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов.

    Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

    Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

    Опасные и вредные производственные факторы  подразделяются по ГОСТ 12.0.003 на следующие  классы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

    Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена на рис. 1.

    Такая классификация необходима для выявления  опасных и вредных производственных факторов, которые могут иметь  или имеют место на производстве, и в конечном итоге для полной нейтрализации или уменьшения влияния этих факторов.

    Один  и тот же опасный или вредный  производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь идентифицировать опасность, т. е. выявить и признать, что опасность существует, и определить ее характеристики. [c.42, 9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опасные и вредные  производственные факторы

Физические

Химические

Биологические

Психологические и социальные

Движущие машины и механизмы, искры и брызги расплавленного масла. Электрический ток. Электрическая дуга. Экстремальные значения температуры, влажности воздуха. Повышенные уровни электромагнитных и ионизирующих излучений, шума, вибрации и др.

По характеру  воздействия на организм человека

По пути проникнове-ния в организм человека

Токсичные;

Раздражающие, канцерогенные; мутагенные; сенсибили-зирующие

Через органы дыхания,

ЖКТ, кожные покровы и слизистые оболочки

Патогенные  микроорга-низмы и продукты их жизнедеяте-льности

Физические  перегрузки

Статистические

Динамические

Бытовая неустроенность

Социально-экономические  проблемы

Нервно-психические  перегрузки

Перенапря-жение анали-заторов

Монотон-ность труда

Эмоцио-нальные перегрузки

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Классификация опасных и вредных производственных факторов 

    В соответствии с Руководством Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий  труда по показателям вредности  и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда по степени вредности и опасности разделяются на четыре класса:

    1-й класс – оптимальные условия труда;

    2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);

    3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

    1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.

    2-я степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

    3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Информация о работе Понятие гигиены профессиональной деятельности