Безопасность жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание

Шум—один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды, приобретающих важное социально-гигиеническое значение, в связи с урбанизацией, а также механизацией и автоматизацией технологических процессов, дальнейшим развитием дизелестроения, реактивной авиации, транспорта.

Содержание

1. Безопасность жизнедеятельности при воздействии шума. Действие шума
на организм человека. Источники. Нормирование. Меры безопасности.
Средства индивидуальной защиты.
2. Основы законодательства РФ об охране труда. Льготы и компенсации
за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда,
порядок их предоставления. 15
3. Определения понятий: пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник зажигания. 23
Практический вопрос : Выполнить оценку напряженности трудового процесса. 25
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

к.р.docx

— 65.58 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический вопрос : Выполнить оценку напряженности трудового процесса врача-хирурга.

 

Оценка напряженности труда  профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и  ее структуры, которые изучаются  путем хронометражных наблюдений в  динамике всего рабочего дня, в течение  не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки [6].

  1. Интеллектуальные нагрузки.

1.1 Содержание работы

У врача-хирурга  наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности (класс 3.2).

Врач  оценивает работу, когда решения необходимо принимать в условиях неполной или недостаточной информации (как правило, это решения в условиях неопределенности), а алгоритм решения отсутствует. Имеет значение и постоянство решения таких задач.

Признаком этого класса является «единоличное руководство в сложных ситуациях». Здесь необходимо рассматривать  лишь те ситуации, которые могут  возникнуть внезапно (например, возникновение  опасности для жизни).

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), соответственно такой труд по напряженности относится к классу 3.2

1.3. «Распределение функций по  степени сложности задания». Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна и для врача-хирурга.

    1. «Характер выполняемой работы»

Наибольшая  напряженность характеризуется  работой в условиях дефицита времени  и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (класс 3.2).

2. Сенсорные нагрузки

2.1 «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1)

Длительное  сосредоточенное наблюдение необходимо в тех профессиях, где состояние  наблюдаемого объекта все время  изменяется, и деятельность исполнителя  заключается в периодическом  решении ряда задач, непрерывно следующих  друг за другом, на основе получаемой и  постоянно меняющейся информации (врачи-хирурги  в процессе операции).

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем  за 1 час работы. У врача-хирурга -срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного ( класс 2).

2.3. «Число производственных объектов  одновременного наблюдения». До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у врачей (класс 1).

2.4. «Размер объекта различения  при длительности сосредоточенного  внимания (% от времени смены)». 

Основная работа по просмотру снимков у врача проводится без оптических приборов, поэтому такая работа должна оцениваться по данному критерию классом 3.1.

2.8. «Нагрузка на голосовой аппарат  (суммарное количество часов наговариваемых  в неделю)». Степень напряжения  голосового аппарата зависит  от продолжительности речевых  нагрузок. Перенапряжение голоса  наблюдается при длительной, без  отдыха голосовой деятельности.(класс 2).

3. Эмоциональные  нагрузки

3.1. «Степень ответственности за  результат собственной деятельности. Значимость ошибки» - указывает,  в какой мере работник может  влиять на результат собственного  труда при различных уровнях  сложности осуществляемой деятельности. Для таких профессий как врачи характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

3.2. «Степень риска для собственной  жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли.

Степень риска для собственной  жизни не несет (класс 1).

 3.3. «Ответственность за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), то есть такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Ответственность хирургов исходит из самого характера (класс 3.2).

3.4. «Количество конфликтных производственных  ситуаций за смену». Отсутствуют (класс 1).

4. Монотонность  нагрузок 

4.1 и 4.2. «Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого  задания или многократно повторяющихся  операций» и «Продолжительность (с) выполнения простых производственных  заданий или повторяющихся операций»  - чем меньше число выполняемых  приемов и чем короче время,  тем, соответственно, выше монотонность  нагрузок (класс2)

4.3. «Время активных действий (в%  к продолжительности смены)».  Наблюдение за ходом технологического  процесса не относится к «активным  действиям». Чем меньше время  выполнения активных действий  и больше время наблюдения  за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность  нагрузок (класс3.2).

4.4. «Монотонность производственной  обстановки (время пассивного наблюдения  за ходом техпроцесса, в % от  времени смены)» - чем больше  время пассивного наблюдения  за ходом технологического процесса, тем более монотонной является  работа (класс1). 

5. Режим  работы

5.1 Фактическая  продолжительность рабочего дня 

У хирургов продолжительность смены  составляет 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда (класс3.2).

5.2 Сменность

Определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (класс 3.2).

5.3 Наличие  регламентированных перерывов

Существующие  режимы работ хирургов характеризуются  отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2).

На основании полученных данных заполним  протокол оценки условий  труда по показателям напряженности  трудового процесса, и дадим оценку напряженности труда. 

 

Протокол 
оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса

 

 

Ф., И., О.                                     Фадеев Э.С.                  пол  мужской

Профессия:                                 Врач-хирург

Предприятие :                             МУЗ НЦРБ

Краткое описание выполняемой работы:    осмотр пациентов, выполнение операций

 

Показатели

Класс условий труда

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3.1

3.2

3.3

1. Интеллектуальные нагрузки

1.1

Содержание работы

     

+

 

1.2

Восприятие сигналов и их оценка

     

+

 

1.3

Распределение функции по степени  сложности задания

     

+

 

1.4

Характер выполняемой работы

     

+

 

2. Сенсорные нагрузки

2.1

Длительность сосредоточенного наблюдения

   

+

   

2.2

Плотность сигналов за 1 час работы

 

+

     

2.3

Число объектов одновременного наблюдения

+

       

2.4

Размер объекта различения при  длительности сосредоточенного внимания

   

+

   

2.5

Работа с оптическими приборами  при длительности сосредоточенного наблюдения

+

       

2.6

Наблюдение за экраном видеотерминала

+

       

2.7

Нагрузка на слуховой анализатор

+

       

2.8

Нагрузка на голосовой аппарат

 

+

     

3. Эмоциональные нагрузки

3.1

Степень ответственности за результат  собственной деятельности. Значимость ошибки.

     

+

 

3.2

Степень риска для собственной  жизни

+

       

3.3

Ответственность за безопасность других лиц

     

+

 

3.4

Количество конфликтных производственных ситуаций за смену

+

       

4. Монотонность нагрузок

4.1

Число элементов, необходимых для  реализации простого задания или  многократно повторяющихся операций

 

+

     

4.2

Продолжительность выполнения простых  заданий или повторяющихся операций

 

+

     

4.3

Время активных действий

     

+

 

4.4

Монотонность производственной обстановки

+

       

5. Режим работы

1

2

3

4

5

6

5.1

Фактическая продолжительность рабочего дня

     

+

 

5.2

Сменность работы

     

+

 

5.3

Наличие регламентированных перерывов  и их продолжительность

     

+

 

Количество показателей в каждом классе

7

4

2

10

0

Общая оценка напряженности труда

       

+


 

Согласно  протокола, 7 показателей 1-го класса, 4 показателя 2-го класса,2 показателя класса 3.1 , 10 показателей-класса 3.2;  следовательно, общая оценка напряженности труда врача-хирурга соответствует классу 3.3 ,т.к. более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на 1 степень выше- следовательно класс 3.3.

Список  литературы

 

  1. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Под ред. И.Г. Безуглова. М.:ОАО Издательский дом «Городец»,  2004-416 с.
  2. БЖД. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда).Учебное пособие для вузов/П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Е.А.Подгорных- М.:Высшая школа, 2004-549с.
  3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие/ Под ред. С.В. Белова. М.: «Высшая школа», 2003-372 с.
  4. В.И.Пряхин, С.С.Соловьев. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени: Учебное пособие. Изд-во «Экзамен». М.2006-382с.
  5. http://s.compcentr.ru

6. http://www.kadrovik.ru/docs/rucovodstvo.2.2.2006-05.htm

 

 

 

 

 


Информация о работе Безопасность жизнедеятельности