Лекции по "Безопасность Жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:49, курс лекций

Описание

Ежегодно в мире на производстве погибают более 200 тыс. человек и более 120 млн. человек получают травмы. В бывшем СССР ежегодно получали травмы на производстве, автодорогах, в сфере быта до 19 млн. человек, из них погибали более 250 тыс. человек. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим сегодня лишь с потенциалом военных арсеналов

Содержание

1. Среда обитания
1.1 БЖД: предмет, цели, задачи.
1.2 Среда обитания человека. Биосфера.
1.3 Природные и антропогенные факторы среды обитания.
1.4 Кризисное положение в биосфере.
2. Обеспечение безопасности
2.1 Опасность. Классификация.
2.2 Риск. Оценка степени риска. Концепция допустимого риска.
2.3 Методы оценки опасных ситуаций.
2.4 Принципы обеспечения безопасности
2.4.1 Ориентирующие принципы обеспечения безопасности
2.4.2 Технические принципы обеспечения безопасности
2.4.3 Управленческие и организационные принципы обеспечения безопасности
2.5 Методы обеспечения безопасности.
2.6 Средства обеспечения безопасности.
2.7 Работоспособность человека. Фазы работоспособности.
3.Чрезвычайные ситуации
3.1 ЧС: определение, классификация, критерии.
3.2 Поведение человека в аварийных ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

БЖД.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)


Безопасность ЖизнеДеятельности (БЖД)

лекционный курс

 

Содержание:

 

1. Среда обитания

1.1 БЖД: предмет, цели, задачи.

1.2 Среда обитания человека. Биосфера.

1.3 Природные и антропогенные факторы среды обитания.

1.4 Кризисное положение в биосфере.

2. Обеспечение безопасности

2.1 Опасность. Классификация.

2.2 Риск. Оценка степени риска. Концепция допустимого риска.

2.3 Методы оценки опасных ситуаций.

2.4 Принципы обеспечения безопасности

2.4.1 Ориентирующие принципы обеспечения безопасности

2.4.2 Технические принципы обеспечения безопасности

2.4.3 Управленческие и организационные принципы обеспечения безопасности

2.5 Методы обеспечения безопасности.

2.6 Средства обеспечения безопасности.

2.7 Работоспособность человека. Фазы работоспособности.

3.Чрезвычайные ситуации

3.1 ЧС: определение, классификация, критерии.

3.2 Поведение человека в аварийных ситуациях.

 

 

1. Среда обитания

 

1.1 БЖД: предмет, цели, задачи.

 

Ежегодно в мире на производстве погибают более 200 тыс. человек и более 120 млн. человек получают травмы. В бывшем СССР ежегодно получали травмы на производстве, автодорогах, в сфере быта до 19 млн. человек, из них погибали более 250 тыс. человек. Постоянно возрастает не только общее число несчастных случаев, но и число крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным материальным потерям и жертвам. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф сопоставим сегодня лишь с потенциалом военных арсеналов. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается во всем мире около 10 млрд. тонн  условного топлива. Эта масса сравнима  лишь с арсеналом мирового запаса ядерного оружия.

Помимо громких (в прямом и переносном смысле) катастроф изо дня в день, из года в год происходят тысячи так называемых "тихих" катастроф. Прежде всего они порождены выбросами в  атмосферу и водоемы различных вредных веществ – отходов производств, выхлопных газов, радиоактивным и электромагнитными излучениями и т.п. При этом допустимые нормы выбросов и излучений могут превышаться в десятки и сотни раз.

По данным специалистов состояние здоровья населения зависит на 20-40 % от состояния окружающей среды, на 15-20 % – от генетических факторов, на 25-50 % – от образа жизни и только 10 % – от деятельности служб здравоохранения.

Следствиями загрязнения окружающей среды являются генетические нарушения и высокий уровень заболеваемости. Сейчас по минимальным оценкам каждый десятый человек имеет серьезные нарушения психики (различные формы умственной отсталости, психоза, шизофрении, эпилепсии). Каждый десятый передает по наследству массовые заболевания (атеросклероз, язвенные болезни и др.). Лишь 14 % учащихся старших классов оказываются вполне здоровыми. Увеличивается угроза будущему поколению.

Наша экономика развивается по экстенсивному пути (постоянные внушительные приращения основных производственных фондов), что ведет к неконтролируемому, гипертрофированному расширению техносферы, что, в свою очередь, чревато автоматическим ростом несчастья. Впечатляющий рост основных производственных фондов происходит на фоне прогрессирующего морального и, что особенно опасно, физического старения этих фондов.

Особую опасность представляют предприятия химического, металлургического, нефтегазового и горнодобывающего комплекса. Крайне уязвимым в случае техногенных катастроф является население крупных городов. В списках опаснейших объектов городов первое место занимают водоочистные станции и хладокомбинаты. На очистных станциях ежедневно расходуются от сотен килограммов до нескольких тонн жидкого хлора. Этого огромного количества вполне достаточно, чтобы уничтожить все население города. Что касается хладокомбинатов и других предприятий пищевой промышленности, то они являются чрезвычайно опасными для жизни и здоровья горожан, так как используют в качестве хладоагента аммиак.

К зонам повышенного риска относятся все железнодорожные станции. Ежедневно через них проходят поезда, провозящие часто весьма опасные грузы.

По мнению специалистов сегодня сложилась ситуация, не имеющая аналогов в мире. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и природной среды, с другой стороны - уровень технологий, контроля и дисциплины на них в результате стремительного падения снизился почти до критической черты. Экономический кризис только усугубил ситуацию, а к проблемам безопасности присоединились и экологические.

Состояние и рабочая эффективность технических средств предупреждения аварийных ситуаций, структурные недостатки материалов и степень их соответствия предназначению, уровень износа, коррозии, старения конструкций – все это составляет предмет исследований при выяснении причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет в этом плане человеческий, точнее личностный, фактор. В настоящее время заметно возрос удельный вес аварий, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это связано с недостаточностью профессионализма, а также умения принять оптимальное решение в сложной критической обстановке, в условиях дефицита времени.

Приведенные выше данные неумолимо отображают негативное воздействие на человека и природную среду опасных и вредных факторов, свидетельствуют об огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития общества.

 

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. БЖД изучает проблемы безопасности пребывания  человека в окружающей среде во время трудовой и иной его деятельности.

Опасность – негативное свойство системы "человек – среда обитания", способное причинить ущерб жизни, здоровью, работоспособности человека и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека. Все явления, воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия, называются опасностью. Для опасности характерны следующие признаки: угроза жизни, ущерб здоровью, затруднение функций.

Различают опасности потенциальные (скрытые) и реальные. Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны условия, которые называются причинами.

Аксиома о потенциальной опасности заключается в следующем. Потенциальная опасность – это универсальное свойство процессов взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях его жизненного цикла, способное причинять ущерб и обусловленное энергетическим состоянием среды и действиями человека.

Всякая деятельность потенциально опасна. Но! Уровнем опасности можно управлять.

Безопасность – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено появление опасности.

БЖД – дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Цель БЖД – обеспечение комфортных условий жизнедеятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человеческую и природную среду.

 

Задачи науки БЖД:

       разработка методов прогнозирования, выявления  и  идентификации негативных факторов,

       изучение влияния этих факторов на человека и окружающую среду,

       разработка методов и способов защиты населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и во время войны.

 

Объект изучения БЖД – комплекс явлений и процессов, которые возникают в системе "человек – среда обитания".

БЖД базируется на достижениях таких дисциплин как инженерная психология, охрана труда, экономика, экология, эргономика, гражданская оборона и т.д.

Обеспечение БЖД – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе воспитания, учебы, труда, других видов деятельности, быта и организованного отдыха.

 

1.2 Среда обитания человека. Биосфера

 

Жизнедеятельность  человека  осуществляется  в  системе  "человек – среда обитания".  Элемент  этой  системы – среда  обитания  может  быть  в  целях  анализа  представлен   рядом   подсистем:   быт,   производство, рабочее место и т.п.

Среда обитания человека – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Одной из главных черт планеты Земля является существование на ней жизни. Сферу существования живых организмов на Земле называют биосферой.

Термин "биосфера" образован от двух слов: "биос" – жизнь и "сфера" – шар. Современное учение о биосфере создал В.А.Вернадский. Главным в учении Вернадского является то, что жизнь подчиняет себе другие планетарные процессы, определяет химическое состояние наружной коры нашей планеты. Живое органическое вещество рассматривается Вернадским в качестве носителя свободной энергии в биосфере.

Биосфера есть наружная оболочка Земли, область распространения жизни. Биосфера включает в себя все живые организмы и элементы неживой природы, образующие сферу обитания живых организмов.

Размеры биосферы (10 - 50 км): 25-30 км атмосферы (до озонового слоя), гидросфера и верхние слои литосферы (до 3 км). В состав биосферы кроме живого вещества (растения, животные, микроорганизмы) входят продукты жизнедеятельности живых организмов, продукты распада, переработки пород живыми организмами, вода и радиоактивные вещества.

Биосфера нашей планеты как глобальная экосистема постоянно развивается. Предположительно жизнь на Земле зародилась 2,5 - 4,6 млрд. лет тому назад в воде, а 0,5 млрд. лет до нашего времени живые организмы распространились на суше. История жизни на Земле охватывает 6 эр и 17 периодов. С начала последнего периода кайнозойской эры прошло лишь около 1 млн. лет. Человеческое общество – это один из этапов жизни на Земле, но оно оказывает мощное воздействие на окружающую среду, угрожая деградацией биосферы. Остановить социальный и научно-технический прогресс невозможно,  поэтому необходимо искать сбалансированные,  разумные  взаимоотношения между человеком и биосферой.

Между средой обитания и человеком существует неразрывная связь, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на среду обитания, так и о пагубных ее последствиях.

 

1.3 Природные и антропогенные факторы среды обитания

 

В окружающей среде действуют опасности естественного, искусственного и смешанного происхождения.

Все негативные факторы среды обитания подразделяются:

       опасные факторы, воздействие которых может привести к травме или другому внезапному ухудшению здоровья,

       вредные факторы, воздействие которых может привести к профессиональному заболеванию или снижению работоспособности.

По происхождению все негативные факторы среды обитания делятся на следующие группы:

1.         природные (естественные) – землетрясения, эпидемии, извержения вулканов, пожары и др.;

2.         антропогенные – травмы, промышленные и сельскохозяйственные загрязнения, бытовые, промышленные и другие экстремальные факторы;

3.         социально-гигиенические и социально-психические – войны, экономические трудности, стрессы, вредные привычки, негативные эмоции и др.

Основной урон окружающей среде наносят выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод и накопление твердых отходов ( рис. 1 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация загрязнений окружающей среды

 

1.4 Кризисное положение в биосфере

 

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невознобновляемых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы. Биосфера  Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.

В результате деятельности человека в биосфере создалось кризисное положение. Основные причины развития кризисного положения в биосфере:

Информация о работе Лекции по "Безопасность Жизнедеятельности"