Безопасность детей дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность безопасности детей в домашних условиях .
Задачи курсовой работы следующие:
Представить особенности познавательного мира ребенка;
Раскрыть безопасность ребенка дома;
Рассмотреть понятие безопасности ребенка во дворе дома.

Содержание

Введение………………………………………………………...…………………3
Глава 1. Познавательный мир ребенка ………….. ……….……………….……5
Среда жизнедеятельности, как источник воспитания…………………...5
Игра как средство передачи знаний………………………..……………..6
Глава 2. Безопасность ребенка дома………………………………………..…..10
2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...10
2.2. Обеспечение безопасности ребенка дома………………………..…….….13
Глава 3. Безопасность ребенка во дворе дома……………………………..…..21
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

безопасность детей.docx

— 70.71 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет естественных и точных наук

Кафедра географии и безопасности жизнедеятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Безопасность  детей дома

(курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил(а) студент(ка)

  4 курса 42 группы

  Симонова  А.В.

  ___________________

  (подпись) 
 

  Научный руководитель

  к.г.н., доцент

  Коркин  С.Е.

  ___________________

  (подпись) 

  Работа  защищена

  «___» _________200_г.

  ___________________

  (оценка) 
 
 
 
 
 
 
 

Нижневартовск, 2006

 

     

     Содержание 

Введение………………………………………………………...…………………3

Глава 1. Познавательный мир ребенка ………….. ……….……………….……5

    1. Среда жизнедеятельности, как источник воспитания…………………...5
    2. Игра как средство передачи знаний………………………..……………..6

Глава 2. Безопасность ребенка дома………………………………………..…..10

2.1. Профилактические меры безопасности………………………...……..…...10

2.2. Обеспечение  безопасности ребенка дома………………………..…….….13

Глава 3. Безопасность ребенка во дворе дома……………………………..…..21

Заключение…………………………………………………………………...…..25

Список использованной литературы……………………………………..…….26

 

      Введение 

     Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впоследствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, — знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени.

     «Я  не сомневаюсь, — писал Пирогов  в статье «Быть и казаться», —  что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собственном  мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно  ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в  него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные  вековыми усилиями уже взрослого  человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас  понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что в наши дни все большее  место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский  травматизм. Объяснение данному факту  можно искать и как со стороны  халатного поведения взрослых и  как со стороны современных тенденций  детского развития.

     Данный  возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно, на что родители часто закрывают  глаза утверждая, что если у других дети растут, то и их тоже вырастут, не прикладывая при этом никаких  воспитательных усилий.

     Недостаточное воспитательное воздействие как  самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди  детей.

     Цель  курсовой работы – раскрыть сущность безопасности детей в домашних условиях .

     Задачи  курсовой работы следующие:

  1. Представить особенности познавательного мира ребенка;
  2. Раскрыть безопасность ребенка дома;
  3. Рассмотреть понятие безопасности ребенка во дворе дома.
 

 

     Глава 1. Познавательный мир  ребенка  

     1.1. Среда жизнедеятельности ребенка, как источник воспитания 

     В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых...

     Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает  законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»1

     Человек развивается в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется  личность. Каждый фактор среды имеет  свои социально-педагогические возможности  — это семья; квартира, убранство  квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с  которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педагогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирование личности, и исследует возможности целесообразного  использования их, профилактирования  их негативного влияния. 2

     Целенаправленная  деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают стихийное воспитание. По данным специальных исследований, должна иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):

     •  показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;

     • размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно  было стукнуть, пнуть, схватить, изучить  получше;

     •  разговаривать с ребенком, называть его по имени;

     •  обеспечить ребенка достаточным  количеством предметов для хватания и манипулирования ими;

     •  начинать играть с детьми в такие  игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

     • организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

     •.проговаривать  свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);

     •  пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

     •  играть с куклами и др.;

     •  имитировать действия ребенка и  стимулировать его к подражанию;

     •  объяснять происходящее («Мяч закатился  под стол, потому что ты ударил по нему»);

     •  играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие  игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;

     •  ставить вопросы и давать ребенку  время найти ответ самому;

     •  обеспечивать ребенка игрушками  для его символических игр.3

     Основной  задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению  к детям выступает обеспечение  педагогически целесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.

     Личные  усилия самого ребенка; проявляемые в  различных видах  его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.4

    1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ
 

     Особое  место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая  является основной формой жизнедеятельности. Детские игры представляют собой  один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как личности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и  наслаждение. В социально-педагогическом плане, в детских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой  он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями  национальной ментальности.

     Семейные  игры обусловлены национальными  и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят  копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослужащих и  пр. С помощью игр можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.

     Предметом игры являются ролевое поведение, направленная активность, средством — разнообразные  игрушки. В изобретении игрушек  принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741—1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фребеля (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского развития», разработал теорию игры.

     В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви  и заботе родителей о детях, понимании  важности для них игрушек и  игр. В играх ребенок упражняет  все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы  пользования ими. Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и  что лучше. Посредством игры приобретаются  навыки определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, развивается  сообразительность, практичность, критика  суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим  средством разностороннего развития ребенка.5

     Выделяют  уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социальному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его психического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к общению и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.

Информация о работе Безопасность детей дома