Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:57, курсовая работа
В детской речи практически отсутствуют идиоматичность, понятие нерегулярности. Детям недоступно понимание явлений языка, которые невозможно объяснить на синхронном уровне. В связи с этим появляется ряд детских форм и высказываний, не соответствующих литературной языковой норме. Такие детские «инновации» интересны тем, что они позволяют понять и проанализировать механизм усвоения ребенком языка и его научения корректно формулировать свои речевые сообщения.
1. Введение в проблематику. Цели и методы исследования............................................3
2. Анализ русских запретительных и разрешительных конструкций с точки зрения онтолингвистики.......................................................................................................................5
3. Природа оппозиции можно – нельзя в детском сознании............................................9
4. Заключение..........................................................................................................................12
Библиография..........................................................................................................................13
Приложение
Очевидно, исследование данного вопроса необходимо продолжать, т.к. до сих пор мы не можем говорить с абсолютной уверенностью обо всех деталях механизма усвоения ребенком русских запретов и разрешений, что связано, в большой степени, со сложностью изучения детского сознания.
Корпус
примеров
1. Ангелина
55 мес.
- Ну что мы скажем деткам, когда придем?
- Нельзя
грызть ногти, потому что
55 мес.
- А почему нельзя грызть ногти?
- Если будем мы грызть ногти, тогда будут болеть пальцы, и нам отрежут их.
55 мес.
- Если ты отгрызешь... если ты отгрызешь эту... э-э-э ноготь, тогда пойдет кровь как... и как у меня расхудится красненькое.
55 мес.
- Если не будешь ты убирать и будешь плакать, тогда мама опоздает на работу и-и-и будет... и будет... и устанет.
55 мес.
- И не надо плакать, потому что мамы опаздывают на работу.
55 мес.
- Нельзя
пить воду из крана, а то
умрешь или заболеешь или
2. Боря М. 08.1994
0;07,00
Хорошо понимал слово «нельзя» и не пытался нарушить запрет.
0;11,00
У Бори
изменилась реакция на слово «нельзя».
Теперь Боря в ответ громко плачет,
а после того, как его успокоят,
он снова делает то, что ему запретили.
3. Дима С.
2;06,01
-Мама, а морковку мозьно гызть?
-Да.
-А катетку-сосульку (конфетку-сосульку) мозьно?
-Нет.
-А катеку
не сосульку мозьно?
4. Женя К. 02.1991
0;11,29
«Очень интересно он воспринимает слово «нельзя». Сначала он плакал. Это продолжалось примерно месяц. Теперь, когда я грожу Жене пальчиком и говорю «нельзя», - он начинает смеяться. Причем что-нибудь делает запрещенное, смотрит на меня и ждет моего «нельзя», чтобы засмеяться. А запрещенным у нас является одна вещь - электрическая розетка, в которую он всё время норовит сунуть пальчик».
1;00,09
«Бабушка научила Женю грозить пальчиком. Делает он это не всегда, а только тогда, когда требуется. Например, я говорю Жене: «Нельзя». А он мне - пальчиком. Папа говорит Жене: «Ни-ни». А сын опять пальчиком».
1;02,06
Понимает
слово «нельзя» -
грозит пальчиком.
5. Игнат.
2;01,10
Дидюку незя гуять. (нельзя гулять)
-…Нельзя!
-Почему нельзя? Почему нельзя засыпать?
-Нельзя засыпать!
-Мама устала…
-Нельзя устать!
3;01,06
-Уйти?
-Изя
уйти.
6. Катя П. 10.1995
1;01,20
-Катя, не надо трогать цветочек. Ты же знаешь, что их надо только нюхать, а рвать не надо.
Катя
сразу отреагировала -
она стала их нюхать.
7. Максим Г. 01.1994
0;10,07
Максим
хорошо понимает запрет
«нельзя!» На это
Максим поворачивается
в сторону того,
кто говорит, и
начинает морщить
нос.
8. Максим Е. 02.1992, г. Санкт-Петербург
1;09,11
-На туле иписять. (Хочет писать на стуле ручкой.)
-Не
надо писать ручкой! Будет грязно.
9. Миша С. 04.1985, Россия и Молдавия.
1;03,17
«Нзя»
(нельзя). Миша порвал
книжку. Я неоднократно
повторила «нельзя».
Миша взял в руки книжку
и сказал: Нзя. В течение
дня повторял за мной
несколько раз - когда
подходил к газовой
плите, крутил ручки
телевизора, кусался».
10. Настя
46 мес.
- Знаешь,
что у нас у этого телепузика,
у Тинки-Винки оторвется
11. Нюша Л.
51 мес.
Ну, Свете-то
можно рассказывать и Володе - тоже,
а больше никому
12. Оля М. 16.02.1994
1;09,02
Играем с игрушечной коровой. Оля просит: «Не бодай!»
1;09,09
Оля положила рядом с куклой игрушечную собаку, предупреждает её, чтобы она куклу не трогала: «Не тогай, уавка, ляля». (Не трогай, собачка, лялю.)
2;00,02
Посадила в новую коляску куклу и говорит ей: «Ты не писяй!» (писай)
2;00,04
«Не делай бойно».
2;00,17
«Мама, не угайся». (ругайся)
2;00,23
«Уки не паськай!» (Руки не пачкай.)
2;01,04
«Дася, не пакай». (Даша, не плачь.)
2;01,06
«Апустя. Тойко не тогай!» (Пожалуйста, только не трогай.)
«Не омай - аботать не будет» (не ломай).
«Тойко не мми». (Только не мни.)
2;01,08
«Не баяй!» (не убирай)
2;01,11
«Тойко папу не буди, папа пит есся». (Только папу не буди, папа спит еще.)
2;01,12
«Не мозьно тогать!» (трогать).
2;01,19
«Тут узя. (лужа) Тойко не ходи узю. Я не ходю узю». (Только не ходи в лужу. Я не хожу в лужу.)
2;01,20
«Не бей меня, ты Олю бьёшь».
2;01,27
«Не надо попке бойно делать» (больно).
2;03,19
«Не тьёгай мою ушу» (не трогай).
2;04,02
«Не показый зык». (Не показывай язык.)
2;04,04
«Не надо! Не надо дуть на меня!»
2;05,30
Оле трудно жевать кожуру от яблока, она выплёвывает её на стол и говорит: «Мне не надо кожуйки».
Гость предложил надеть берет на папу: «Нет, на дядю».
2;06,02
«Не кидай туда: там страшно - Баба Яга».
2;06,07
Оля просит маму не шуметь: «Мама, тише: ляля уже не проснулась».
2;06,09
«Не
гать меня» (не гладь).
13. Рома Ф. 9.12.1995, Белоруссия
1;02,06
Рома хорошо знает, что ему нельзя включать или переключать телевизор. Рома подходит к нему, смотрит на меня, указывая на кнопки, протягивает к ним руку и говорит: «Зя-зя-зя» (Нельзя).
2;01,06
«Не тяпай». (Не чапай.) белорусск.
«Не тогай». (Не трогай.) русск.
2;02,00
«Не бойся, не бойся писёсь». (Не бойся, не бойся пылесоса.)
2;02,10
Прабабушка подходит ко мне помочь раздеть Рому: «Не надо, баба, не иди, Ома сям адеваться».
2;02,20
«Не тогать»/«не тяпать».
2;02,21
-Давай я тебе почитаю.
-Не надо.
2;02,25
«Атайди,
не тось Ома». (Отойди, не трожь Рому.)
14. Саша Е. 9.06.1996, г. Череповец.
2;01,00
«Не надо сеошки». (сережки)
2;01,10
- Нельзя Сашу кусать, дедюка.
- Тозе не надо мама.
2;02,11
«Тише,
не гайся, мама» (не ругайся).
15. Саша Н.
66 мес.
-У феррари всё, кроме кабины и, где мотор… всё бензином!
-Что бензином?
-Закрыто.
Можно даж… ездить целый год
не рас… заправляясь.
16. Таня Д.
62 мес.
Информация о работе Запрет и разрешение в диалогах «взрослый – ребенок»