Запрет и разрешение в диалогах «взрослый – ребенок»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание

В детской речи практически отсутствуют идиоматичность, понятие нерегулярности. Детям недоступно понимание явлений языка, которые невозможно объяснить на синхронном уровне. В связи с этим появляется ряд детских форм и высказываний, не соответствующих литературной языковой норме. Такие детские «инновации» интересны тем, что они позволяют понять и проанализировать механизм усвоения ребенком языка и его научения корректно формулировать свои речевые сообщения.

Содержание

1. Введение в проблематику. Цели и методы исследования............................................3
2. Анализ русских запретительных и разрешительных конструкций с точки зрения онтолингвистики.......................................................................................................................5
3. Природа оппозиции можно – нельзя в детском сознании............................................9
4. Заключение..........................................................................................................................12
Библиография..........................................................................................................................13
Приложение

Работа состоит из  1 файл

kurr-k1-dudchuk-WXP.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)
        1. Способов  для выражения запрета в языке  ребенка оказывается больше, чем способов для выражения разрешения. Связано это с некоторым различием в семантике данных категорий. Слова для разрешительных конструкций усваиваются ребенком раньше, чем для запретительных, однако собственно разрешения появляются в детской речи позже запретов и являются противопоставлениями последним.
        2. Именно с этим связан механизм образования форм, имеющих запретительно-разрешительную семантику: можно – *не-можно ó *льзя – нельзя. Порядок их появления в детском лексиконе таков: можно – неможно (не + слово) – нельзя (не надо) – льзя.
        3. На этапе знакомства с человеческой речью и начала овладения ею в сознании для выражения понятия нельзя ребенком может использоваться слово «можно», которое также выражает понятие можно. Происходит это из-за немаркированности члена можно из антонимичной оппозиции можно – нельзя и, как следствие, более раннего усвоения ребенком этого слова. В этом случае можно говорить о гиперонимичности слова «можно» в сознании ребенка для понятий можно и нельзя.

Очевидно, исследование данного вопроса необходимо продолжать, т.к. до сих пор мы не можем говорить с абсолютной уверенностью обо всех деталях механизма усвоения ребенком русских запретов и разрешений, что связано, в большой степени, со сложностью изучения детского сознания.

Библиография

 
  1. Касевич В.Б. «Онтолингвистика, типология и языковые правила» – В кн.: «Язык и речевая  деятельность», –  СПб.: 1998.
  2. «От нуля до двух: Дневниковые записи»/Сост.С.Н.Цейтлин, – СПб.: 1997.
  3. Плунгян В.А. «Общая морфология. Введение в проблематику», М.: 2000.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: Труды по языкознанию. – М., 1977.
  5. Спок Б. «Разговор с матерью», М.: 1991.
  6. Цейтлин С.Н. «Язык и ребенок. Лингвистика детской речи», М., 2000.
  7. J. F. Kess Psycholinguistics (“First language acquisition”: p. 304 – 307), 1992.

Приложение 1

 

Корпус  примеров 

1. Ангелина

55 мес. 

- Ну  что мы скажем деткам, когда  придем?

- Нельзя  грызть ногти, потому что будут  болеть пальцы, отвезут в больницу  и отрежут пальцы.

55 мес. 

- А почему  нельзя грызть ногти?

- Если  будем мы грызть ногти, тогда будут болеть пальцы, и нам отрежут их.

55 мес. 

- Если  ты отгрызешь... если ты отгрызешь  эту... э-э-э ноготь, тогда пойдет  кровь как... и как у меня  расхудится красненькое.

55 мес. 

- Если  не будешь ты убирать и будешь  плакать, тогда мама опоздает на работу и-и-и будет... и будет... и устанет.

55 мес. 

- И не  надо плакать, потому что мамы  опаздывают на работу.

55 мес. 

- Нельзя  пить воду из крана, а то  умрешь или заболеешь или отравишься. 

2. Боря М. 08.1994

0;07,00

Хорошо  понимал слово «нельзя» и не пытался нарушить запрет.

    0;11,00

У Бори изменилась реакция на слово «нельзя». Теперь Боря в ответ громко плачет, а после того, как его успокоят, он снова делает то, что ему запретили. 

3. Дима С.

2;06,01

-Мама, а морковку  мозьно гызть?

-Да.

-А катетку-сосульку (конфетку-сосульку) мозьно?

 -Нет.

-А катеку  не сосульку мозьно? 

4. Женя К. 02.1991

    0;11,29

«Очень  интересно он воспринимает слово «нельзя». Сначала  он плакал. Это продолжалось примерно месяц. Теперь, когда я грожу  Жене пальчиком и говорю «нельзя», - он начинает смеяться. Причем что-нибудь делает запрещенное, смотрит на меня и ждет моего «нельзя», чтобы засмеяться. А запрещенным у нас является одна вещь - электрическая розетка, в которую он всё время норовит сунуть пальчик».

    1;00,09

«Бабушка  научила Женю грозить  пальчиком. Делает он это не всегда, а  только тогда, когда  требуется. Например, я говорю Жене: «Нельзя». А он мне - пальчиком. Папа говорит Жене: «Ни-ни». А сын  опять пальчиком».

1;02,06

Понимает  слово «нельзя» - грозит пальчиком. 

5. Игнат.

2;01,10

Дидюку  незя гуять. (нельзя гулять)

-…Нельзя!

-Почему  нельзя? Почему нельзя  засыпать?

-Нельзя  засыпать!

-Мама  устала…

-Нельзя  устать!

3;01,06

-Уйти?

-Изя  уйти. 

6. Катя П. 10.1995

1;01,20

-Катя, не надо трогать  цветочек. Ты же  знаешь, что их надо только нюхать, а рвать не надо.

    Катя  сразу отреагировала - она стала их нюхать. 

7. Максим Г. 01.1994

    0;10,07

Максим  хорошо понимает запрет «нельзя!» На это  Максим поворачивается в сторону того, кто говорит, и  начинает морщить  нос. 

8. Максим Е. 02.1992, г. Санкт-Петербург

1;09,11

-На  туле иписять. (Хочет писать на  стуле ручкой.)

-Не  надо писать ручкой! Будет грязно. 

9. Миша С. 04.1985, Россия  и Молдавия.

    1;03,17

«Нзя» (нельзя). Миша порвал книжку. Я неоднократно повторила «нельзя». Миша взял в руки книжку и сказал: Нзя. В течение дня повторял за мной несколько раз - когда подходил к газовой плите, крутил ручки телевизора, кусался». 

10. Настя

46 мес. 

- Знаешь, что у нас у этого телепузика, у Тинки-Винки оторвется антенна,  если я вот так буду его держать. 

11. Нюша Л.

51 мес.

Ну, Свете-то можно рассказывать и Володе - тоже, а больше никому 

12. Оля М. 16.02.1994

1;09,02

Играем  с игрушечной коровой. Оля просит: «Не  бодай!»

1;09,09

Оля положила рядом с  куклой игрушечную собаку, предупреждает её, чтобы она куклу не трогала: «Не тогай, уавка, ляля». (Не трогай, собачка, лялю.)

2;00,02

Посадила  в новую коляску  куклу и говорит  ей: «Ты не писяй!» (писай)

2;00,04

«Не делай  бойно».

2;00,17

«Мама, не угайся». (ругайся)

2;00,23

«Уки  не паськай!» (Руки не пачкай.)

2;01,04

«Дася, не пакай». (Даша, не плачь.)

2;01,06

«Апустя. Тойко не тогай!» (Пожалуйста, только не трогай.)

«Не омай - аботать не будет» (не ломай).

«Тойко  не мми». (Только не мни.)

2;01,08

«Не баяй!» (не убирай)

2;01,11

«Тойко  папу не буди, папа пит есся». (Только папу не буди, папа спит еще.)

2;01,12

«Не мозьно тогать!» (трогать).

2;01,19

«Тут  узя. (лужа) Тойко не ходи узю. Я не ходю узю». (Только не ходи в лужу. Я  не хожу в лужу.)

2;01,20

«Не бей  меня, ты Олю бьёшь».

2;01,27

«Не надо попке бойно делать» (больно).

2;03,19

«Не тьёгай мою ушу» (не трогай).

2;04,02

«Не показый  зык». (Не показывай язык.)

2;04,04

«Не надо! Не надо дуть на меня!»

2;05,30

Оле трудно жевать кожуру от яблока, она выплёвывает  её на стол и говорит: «Мне не надо кожуйки».

Гость предложил надеть берет на папу: «Нет, на дядю».

2;06,02

«Не кидай  туда: там страшно - Баба Яга».

2;06,07

Оля просит маму не шуметь: «Мама, тише: ляля уже не проснулась».

2;06,09

    «Не гать меня» (не гладь). 

13. Рома Ф. 9.12.1995, Белоруссия 

1;02,06

Рома  хорошо знает, что  ему нельзя включать или переключать  телевизор. Рома подходит к нему, смотрит  на меня, указывая на кнопки, протягивает  к ним руку и  говорит: «Зя-зя-зя» (Нельзя).

2;01,06

«Не тяпай». (Не чапай.) белорусск.

«Не тогай». (Не трогай.) русск.

2;02,00

«Не бойся, не бойся писёсь». (Не бойся, не бойся  пылесоса.)

2;02,10

Прабабушка  подходит ко мне помочь раздеть Рому: «Не надо, баба, не иди, Ома сям адеваться».

2;02,20

«Не тогать»/«не  тяпать».

2;02,21

-Давай  я тебе почитаю.

-Не  надо.

2;02,25

«Атайди, не тось Ома». (Отойди, не трожь Рому.) 

14. Саша Е. 9.06.1996, г.  Череповец.

2;01,00

«Не надо сеошки». (сережки)

2;01,10

- Нельзя  Сашу кусать, дедюка.

- Тозе  не надо мама.

2;02,11

«Тише, не гайся, мама» (не ругайся). 

15. Саша Н.

66 мес.

-У феррари всё, кроме кабины и, где мотор… всё бензином!

-Что  бензином?

-Закрыто.  Можно даж… ездить целый год  не рас… заправляясь.  

16. Таня Д. 

62 мес.

Информация о работе Запрет и разрешение в диалогах «взрослый – ребенок»