Культура древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:46, реферат

Описание

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы,

Работа состоит из  1 файл

Культура древнего Египта.docx

— 28.00 Кб (Скачать документ)

      Зодчество Среднего Царства является связующим  звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Например, центром  погребального храма Ментухотепов является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства. Величайшим архитектурным комплексом Нового Царства является огромный храм Амону в Фивах, который очень долго строился и развалины которого сохранились в Карнаке. Колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзесе II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5000 кв. м. Высота средней части зала достигает 24 м.

      Отличительные черты египетской скульптуры – фронтальность  и четкая почти геометризированная статичность, - впервые появляющаяся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Скованность тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализированный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального изображения тела, т. е. Размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.

      Однако, в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, уже появляются довольно определенные тенденции к реализму. Постепенно скульпторы и живописцы  освободились от старых правил и образцов закостенелой и условной стилизации, стремясь изобразить тело и лицо человека таким, каким они его видела в  действительности. Таковы известные  статуи Каапера или знаменитого луврского «писца».

 Эти же отличительные  черты выступают в рельефах  и рисунках, украшающих стены  гробниц. В них раскрывается  вся повседневная жизнь египтян.  Голова и ноги обычно изображались  в профиль, плечи и руки –  спереди, а торс – как бы  в три четверти. Таков обычный  канон этих традиционных и  часто культовых по своему  назначению изображений.

Стремление к реализму усиливается в скульптуре времени  Среднего Царства, в особенности  в скульптурном портрете, именно здесь  обнаруживается попытка художника  передать внутренние переживания изображаемого  им человека. Рельефы и рисунки  Среднего Царства являются как бы связующим звеном между натурализмом искусства Древнего Царства и  утонченной стилизацией позднейшего  времени.

Пышной архитектуре  Нового Царства соответствуют зрелая скульптура, давшая в круглой пластике образцы высокохудожественного  реализма, а в рельефе не менее  высокие образцы утонченной стилизации. Искусство времени XVIII династии достигло своего расцвета в бурную амарнскую эпоху, когда была сделана смелая попытка сразу видоизменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию и все вековые традиции. Тогда возникло своеобразное искусство, выросшее на почве соединения древнего натурализма с новой, более острой выразительностью, причем резкий портретный натурализм, доходивший порой до шаржа и гротеска, подвергся утонченной линейной стилизации. Эти моменты отражают торсы Эхнатона и Нефертити.

Влияние амарнского искусства, в особенности характерная для этого времени плавная текучесть линий, заметно в произведениях времени Тутанхамона, Хоремхеба и Сети I. Таковы изящные рельефы из храма Сети в Абидосе и сцены охоты в храме Рамзеса  III в Мединет-Абу. Таков изящно стилизованный рельеф с изображением плакальщиков.

На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из чудес света, но и чувство негодования, так как воспринимались они и  как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания. В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне.

Центральное место  в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология. Тексты из пирамиды царя Унаса запечатлели не только слияние с мифа об Озирисе и гермопольских жреческих построений с гелиопольской теологией, но и соединение в одной системе богов гермопольского учения и богов фиванских, еще не игравших тогда заметной роли в религиозной жизни страны. Истоки солярного монотеизма, столь характерного для египетской религии, также запечатлены в «Текстах пирамид», где Ра фигурирует как единый бог в разных ипостасях – Ра-Атум, Атум-Хепра-Ра, Ра-Хорахте и т. д.

Кроме религиозного смысла, некоторые ученые усматривают  в пирамидах еще и смысл  астральный. Вся культура Древнего Египта была построена на религиозном  фундаменте, но кроме этого, служители  культа – жрецы, обладали широкими научными познаниями. Что касается символики пирамид, доктор Жерар  Энкосс считает, пирамиды и сфинкс, кроме религиозного, имеют еще и оккультное значение: «эти три громады, с четырехугольными основаниями, немного неравные по величине, образуют своим взаимным положением треугольник, которого одна сторона обращена к северу, другая к западу и третья к востоку. Самая большая пирамида, обращенная к северу и Дельте, служит символом сил природы; вторая – к юго-западу и на расстоянии полета стрелы от первой – символом движения; а последняя – на юго-восток от второй, на расстоянии кинутого камня – является символом времени. На юг от третьей, в среднем расстоянии, на линии, направляющейся от востока к западу, высятся еще три пирамиды, но меньших размеров, а подле них лежат кучи громадных камней, дающих повод предполагать, что это развалины седьмой пирамиды. Надо полагать, что это развалины седьмой пирамиды. Надо полагать, что египтяне хотели изобразить семью конусами – семь планетных миров, гении которых управляют нашей вселенной… Каждая пирамида построена на четырехугольном основании, изображение материи: форм знака и применения. Грань каждой стороны является тернером и олицетворяет идею, теорию… Идея над Знаком, Дух над Материей, Теория над Практикой».

Информация о работе Культура древнего Египта