Культура древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:46, реферат

Описание

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы,

Работа состоит из  1 файл

Культура древнего Египта.docx

— 28.00 Кб (Скачать документ)

Культура  древнего Египта

Эта древняя земледельческая  цивилизация начала формироваться  в 4 веке до нашей эры. История государства  и культуры Египта делится на несколько  периодов: Раннее, Древнее, Среднее  и Новое царство. Ранний Египет —  это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян  религиозное верование: культ природы  и предков, астральный и загробный  культы, фетишизм, тотемизм, анимизм  и магия. В культовом строительстве  начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства  характеризовались укреплением  и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить  свое влияние на соседние народы. В  культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности  самой большой из египетских пирамид  — пирамиды Хеопса, которая не имеет  себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м. Новое царство  было последним периодом внешней  активности Египта, когда он вел  войны в Азии и северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов.

Среди наибольших достижений художественного творчества этого  периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в “царство мертвых”, построив себе пирамиду, то с времен Среднего Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались у небольшой группы людей, которую составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как  мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и  даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная  драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению 1-х в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой  культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло  свою историческую роль в становлении  и развитии мировой культуры.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК  ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ  ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО  ИСКУССТВА. ОСОБЕННОСТИ  РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ОТНОШЕНИЕ  ЕГИПТЯН К СМЕРТИ, БЕССМЕРТИЮ, КУЛЬТУ ФАРАОНА.

      Устное  народное творчество способствовало появлению  художественной литературы и мифов  древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию  письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком  уровне развития культуры, о таланте  египетского народа.

      Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной  идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда  Египет находился под властью  римлян. 

      Боги  для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и  создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. Священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая  роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшая счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.

      Роль  храмов в духовной жизни эпохи  Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

      Чувствуя  свое бессилие перед природой, древний  египтянин наделял явления природы  и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ  фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма  долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С  культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме  священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое  воспоминание о культе гор и скал.

      С ростом земледельческого хозяйства  в религию египтян начали проникать  представления о «священной земле», «богине – матери природы» и исконно  древнем боге земли Гэбе. В условия долины Нила земледелие было возможно только на основе искусственного орошения. Поэтому в воде египтяне видели великую первородную стихию, которая дает жизнь и пропитание человеку. Культ божественной воды находил свое выражение в сложном ритуале очищений и возлияний, которые должны были совершать все жрецы вплоть до первосвященников и самого фараона.

      С надеждой и страхом смотрел египтянин  на стихию огня, которая необходима и полезна для людей. Особые магические заклинания должны были охранить человека от силы огня и дать ему власть над  огненной стихией.

      Египтянин населял весь растительный и животный мир духами, богами и богинями, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях обиталище и воплощение определенного божества. Культ животных – одна из форм древнего тотемизма  – был широко распространен начиная с архаической эпохи. В древних столицах Египта – в Мемфисе и Гелиополе – поклонялись священным быкам Апису и Мневису. Образ священного быка впоследствии слился с образом обоготворенного царя, как бы наделенного сверхъестественной силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Распространение получил культ священной коровы – богини Хатхор. Поклонение священным животным отразилось в культе и титулах царя. Покровителями царской власти считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса).

      Культ предков и заупокойный культ  способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне верили, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой сверхчувственный мир. Полагая, что  загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность  умершему пользоваться в этом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

      Стремление  сохранить умершему вечную жизнь  выразилось прежде всего в погребении тела. Тело умершего искусственно сохраняли для вечной жизни. С этой целью внутренности вынимались и сохранялись в особых сосудах (канопах), а тело пропитывалось соляными растворами и смолистыми составами. Мумию тщательно обертывали множеством льняных покровов. На стенах комнат внутри гробницы обычно изображали умершего, его семью и его имущество. Тут же рисовали сцены охоты, рыбной ловли, ремесленников за работой и различные картины домашнего быта. Эти изображения снабжались объяснительными надписями и даже цифрами. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался.

      Искусству отводилась необычайно важная роль: оно  должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным –  видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось  не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

      Обоготворяя явления и силы природы, египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с  представлением о воскресении и  вечной жизни умершего и обоготворенного  предка. В период Древнего Царства, когда эти верования стали  облекаться в богословскую форму, древний  бог воды и растительности Озирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа.

      С появлением в период Среднего Царства  среднего свободного люда заупокойный  культ несколько видоизменяется. Религиозно-магические надписи, «обеспечивавшие» ранее загробную жизнь лишь царям  и аристократам, стали появляться на стенках даже скромных саркофагов, принадлежавших людям среднего достатка. Молитвы и заклинания, писавшиеся в период Среднего Царства на стенках саркофагов, в эпоху Нового Царства уже пишутся на свитках папирусов, образуя «Книгу мертвых», в которой содержатся многочисленные заклинания, гимны богам, описания загробного мира и судьбы человека после смерти.

      Египтяне  считали солнце грозной стихией  небесного огня, царившего в мертвой  пустыне. Центром солнечного культа в древнейшие времена был город  Иуну, который греки называли «город солнца» (Гелиополь). В течение Древнего Царства культ солнца постепенно превращается в связи с централизацией управления страной в государственный культ верховного бога солнца Ра. В период Среднего Царства, когда центром Египта стали Фивы, местный фиванский бог Амон провозглашается верховным богом. Гимны, составленные в честь нового бога Амона-Ра, изображают его изначальным верховным богом, создавшим весь мир. Своего высшего развития культ солнца достиг при фараоне Эхнатоне, когда бог солнечного диска Атон был объявлен единым верховным государственным богом. После смерти Эхнатона его религиозная реформа была ликвидирована, культ Амона был восстановлен.

      Религия использовалась для укрепления власти царя и авторитета государственной  власти. Проповедовалось учение о  том, что он наделен властью непосредственно  богами и поэтому царю необходимо повиноваться, как земному богу. Египетского фараона называли «благой  бог» и «великий бог», «сын солнца о  плоти его»; в честь обоготворенного  царя воздвигались храмы; царя хоронили в грандиозных гробницах; в искусстве  и литературе царя изображали как  сверхъестественное существо, родившееся от бога. В пирамидах V – VI династий сохранились «Тексты Пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворенного властителя, которого боги принимают в свою среду. Развитие культа царя во многом изменило основные формы египетской религии. Древние боги природы постепенно превратились в государственных  богов – покровителей государства, царской власти и фараона. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис превратился в царя загробного мира, а древний бог солнца, сохранявший свой тотемный облик сокола, - бог Гор – стал охранителем царя, его имя «Гор» – одним из священных титулов фараона. 

НАИБОЛЕЕ  ВАЖНЫЕ ВИДЫ АРХИТЕКТУРЫ  И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ИХ ОСОБЕННОСТИ. СОЗДАНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОГО  СТИЛЯ ЗОДЧЕСТВА. АСТРАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ  СИМВОЛИКА ПИРАМИД.

      Уже в конце архаической эпохи  начали вырисовываться основные отличительные  черты изобразительного искусства  Древнего Египта: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти  геометрический конструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими  тенденциями, особенно в портретных изображениях.

      Ведущей в искусстве Египта всегда была архитектура. Все остальные виды искусства  подчинялись ей, зависели от нее. Египетское искусство всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.

 Уже в период  Древнего Царства получает отчетливое  выражение та величественная  монументальность, которая становится  отличительной чертой египетской  архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества  общинников и рабов, должны  были выразить идею несокрушимой  мощи царской власти, охраняемой  религией. Таковы громадные царские  усыпальницы – пирамиды, которые  постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды и внешней облицовкой получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее четко выраженный в гигантских гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IX династии – Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафра, состоящий из нескольких помещений, из двора, доступного для мирян, и святилища, предназначенного для жрецов, выдержан в строгих геометрических формах. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джосера и окружающие ее храмы и часовни. При V династии пирамиды фараонов постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят формы папируса и пальмы.

Информация о работе Культура древнего Египта