Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад

Описание

Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)

 

Жизненный цикл семьи, задачи развития и общие трудности, которые встречаются в психотерапевтической практике.


 

Стадии развития семьи

Задачи развития

Общие трудности

Неженатый(ая) молодой взрослый человек.

Дифференцировать себя от семьи происхождения.

Развить близкие отношения с равными (членами своего круга), профессиональную карьеру, взрослый стиль жизни.

Эмоциональная дифференци-

ация.

Отношения с членами своего круга: изоляция, одиночество.

Безработица (или «незанят-

ость»).

Профессиональный выбор.

Переход к браку: ориентация на брак, ухаживание, помолвка.

 

Изоляция, недостаток общественных навыков для знакомств, нахождения друзей.

Состоящие в браке пары без детей.

Создать взаимно удовлетворя- ющий брак.

Переход от идеализированно- го взгляда на партнёра к интимности.

Вписаться в систему родственников.

Сексуальные трудности.

Трудности в интимных отноше-

ниях, уточнение ролей, меж-

личностные паттерны.

Практическая жизнь семьи

и проблемы управления домашним хозяйством.

Проблемы с родственниками по закону.

Высокая степень разводов.

Переход к воспитанию детей.

Принять роль воспитателя.

Подготовиться психологически к рождению ребёнка.

Нежелательная беременность

с негативным воздействием

на родителей и ребёнка.

Психологический стресс и тревога.

Бесплодие.

Потенциальные генетические проблемы.

Семьи, воспитывающие детей (старший ребёнок от рожде-

ния до 30 месяцев).

Регулировать и поощрять развитие ребёнка.

Установить семейные отно-шения, удовлетворяющие и воспитывающие как родителей, так и ребёнка.

Изменения в брачных отношениях, отношениях с родственниками и отношениях с членами своего круга.

Материнская послеродовая депрессия и снижение самоу-важения.

Недостаточное реагирование на физические и ролевые потребности ребёнка.

Низкая степень удовлетворён-ности браком.

Напряженные отношения с родственниками по закону.

Финансовые трудности.

Реакции на ненормальное рождение.

Решение женщины о том, чтобы продолжать работать.

Семьи с детьми дошколього возраста (старший ребёнок 2,5 – 6 лет).

Адаптироваться к потребнос-

тям ребёнка в поддержке

процесса его роста.

(Для родителей) справиться с энергетическим истощением и недостатком частной жизни.

Принять новых членов в систему.

Рождение следующего(их) ребёнка (детей); потенциаль-

ное соперничество между сиблингами.

Повседневная забота, ролевая перегрузка, если мать работает.

Стресс и ограниченность свободы для тех, кто является родителями.

Трудности во взаимодействии с детьми.

Финансовые, брачные пробле-

мы и проблемы повседневной жизни  (как ранних стадиях).

Семьи с детьми школьного возраста (старший ребёнок 6 –13 лет)

Разделить ответственность за социализацию с внешними институтами.

Вписаться в общность семей с детьми школьного возраста конструктивным путём.

Поощрять достижения ребёнка в учёбе.

Развить индивидуализирован-

ные роли, не основанные на семейной ответственности.

Трудность в эмоциональным самовыражении ребёнка.

Трудность с урегулированием новых влиянний на семью со стороны школы, круга друзей ребёнка; конфликт с другой культурой.

Ребёнок, не подготовленный к школе; трудности взаимодей - ствия с друзьями; боязнь школы.

Школьные трудности ребёнка.

Семейное насилие, унижение и насилие над детьми. Иденти-

фикация ребёнка, увеличиваю- щаяся в школе.

Самый высокий уровень про-блем женатых мужчин.

Трудности, связанные с принятием решений женщиной в профессиональной и школьной сфере.

Финансовые порблемы, проб-

лемы отцов и детей, повседневные проблемы (как на ранних стадиях).

Семьи с подростками (старший ребёнок 13-20 лет)

Сбалансировать свободу и от-

ветственность как факторы развития подростка.

Увеличить гибкость семейных границ  для того, чтобы дети могли приходить и уходить.

Развить партнёрство и иден –тичность в семье и вне семьи (в противовес родительским ролям и изоляции).

Конфликты родителей и под-ростков, особенно по поводу независимости.

Подростковая преступность, нарушения статуса, использо- вание наркотиков, беремен-ность, безработица.

Финансовые, брачные, школь-ные, повседневные проблемы (как для ранних стадий).

Семьи, покидаемые молоды- ми взрослыми людьми (от момента, когда первый ребёнок уходит, до того, когда последний ребёнок покидает дом).

Отпустить молодого взрослого человека, но сохранять поддерживающую домашнюю базу с отношениями «взрослый – взрослый ребёнок».

Трудности в разделении.

Финансовые проблемы: расхо-ды, связанные с учёбой в кол-ледже, подготовка к уходу на пенсию.

Ребёнок (дети) – начинают жизненный цикл семьи как не-женатые (незамужние) моло-дые взрослые люди или женатая пара без детей.

Родители среднего возраста (от момента, когда последний ребёнок покидает дом, до ухо-да на пенсию).

Перестроить материальные от-ношения.

Поддерживать родственные связи со старшим и младшим поколениями.

Сохранить идентичность/функ-циональность в ситуации психологического спада.

Тяжесть потери родительской роли или перераспределения супружеских ролей.

Индивидуальные переходы: менопауза, «кризисы» карьеры в середине жизни, столкнове-ние со старением.

Неспособность принять статус прародителя; конфликты с род-ственниками по закону.

Трудность в предоставлении, эмоциональной, финансовой, физической поддержки взрос-лым детям и собственным по-жилым родителям.

Переход к стареющей семье – уход на пенсию.

Принять и адаптироваться к уходу на пенсию.

Трудности в урегулировании измененний супружеской роли, потеря социальных сетей и связей, связанных с работой, время  досуга.

Финансовые проблемы: умень-шенный  или  недостаточный доход.

Проблемы со здоровьем (часто причина  раннего ухода на пен-сию).

Пожилая семья (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов).

Адаптироваться (в будущем) к психологическому спаду.

Принять роль «старшего поко-ления», включая переход цен-тральной роли к старшим де-тям.

Изменить модель «семейного дома».

Психологическая подготовка к смерти.

Хронические, связанные с воз-растом, проблемы физического и душевного здоровья; злоу- потребление наркотиками и алкоголем.

Ухудшившиеся отношения  с  детьми  и  физическое  и  психологическое  напряжение заботящегося об истощённом супруге.

Конфликт,  связанный  со  сме-щением власти в поколениях.

Финансовые проблемы (как для стадии ухода на пенсию).

Вдовство (от смерти первого супруга до смерти второго).

Справиться   с   потерей   и жизнью в одиночестве.

Реакции горя.

Урегулирование изменения положения.

Одиночество, социальная изоляция, другие ролевые из-менения.

Проблемы здоровья, финансо-вые проблемы, проблемы семейных конфликтов (как для ранних стадий старения, но часто обострённые вдовством).

http://www.igra-msk.ru/forspecialists-2.htm

 

Жизненный цикл семьи

По мнению Д. Леви, исследование жизненного цикла семьи требует лонгитюдинального подхода. Это означает, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1.       внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

2.       семья молодоженов;

3.       семья с маленькими детьми;

4.       семья с подростками;

5.       выход повзрослевших детей из семьи;

6.       семья на поздней стадии развития.

В.А. Сысенко выделяет:

1.       совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;

2.       молодые браки – от 5 до 9 лет;

3.       средние браки – от 10 до 19 лет;

4.       пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

1.       Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

2.       Брак – принятие супружеских социальных ролей.

3.       Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

4.       Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

5.       Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

6.       Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) (Навайтис Г., 1999).

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак-Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье – это такие трансформации, которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

1.       «выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

2.       «прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

3.       изменения под влиянием социальных событий (экономическая, депрессия, землетрясение и т.п.);

4.       биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

5.       изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

6.       «насилие» (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В ходе психотерапии осуществляется проверка того, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям, насколько семья гибка в приспособлении. Считается, что открытая и гибкая семья наиболее благополучна и функциональна.

Существует целый континуум семей от оптимальных (хорошо организованных, относительно открытых к изменениям) до значительно дисфункциональных (хаотичных, ригидных, закрытых систем, плохо взаимодействующих с внешним миром).

http://psylist.net/family/00022.htm

 

 

 

 

Исследование супружеских отношений

              Исследования межличностных супружеских отношений

 

 

                                 Содержание:

                                                                        Стр.

      Введение.

............................................................................

..................2-4

      Глава 1.  Ценностно-мотивационные  аспекты  межличностных  супружеских

отношений          как          предмет           социально-психологического

исследования................................................................

.................................................4-35

      1.1.   Роль   социальной   психологии   в   исследовании    семьи    и

брака.......................................................................

............................................. 4-9

      1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и

женщинами       в       становлении       и       развитии       супружеских

отношений...................................................................

............................................ 9-29

      1.3.  Некоторые   методики   диагностики   межличностных   супружеских

отношений...................................................................

............................. 29-35

      Глава

2...........................................................................

..................36-43

      Гипотеза исследования.

      Описание выборки.

      Описание методов диагностики и  психокоррекции.

      Ход эксперимента.

      Выводы про итогам проведенного исследования.

      Заключение.............................................................

.......................... 43-45

      Библиография...........................................................

.........................46-48

Приложения N1-2

............................................................................

.49-51

 

 

 

                                  Введение.

                                       Вы ничему не можете научить человека.

                             Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

                                                                     Галилей

 

      Уже  стало  привычным  называть  уходящий  XX  век  веком   революций:

социальной, научно-технической,  космической.  С  полным  правом  его  можно

назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С  начала  нашего  века

начались крупные социальные изменения,  которые  преобразили  также  брак  и

семью. Прежде всего - это массовое включение женщин в производство.  Женщина

вышла  из  узкого  семейного  мирка  и  включилась  в   активную   трудовую,

общественную  жизнь.  Экономическая  самостоятельность   женщины   подорвала

традиционный авторитет мужчины как  кормильца  семьи.  Не  меньшее  значение

имеет и социальное равенство полов. Оно означает не только право женщины  на

труд,  образование,   социальное   обеспечение,   участие   в   общественно-

политической жизни. Это и  равенство  в  семье,  закрепленное  конституциями

прогрессивных стран мира, в том числе и российской.  До  недавнего  времени,

как известно, мужчина почти никогда не рассматривался в общественных  науках

с  позиций  пола,  все,  что  вырабатывалось  теоретической  и  практической

наукой, применительно  к  мужчине,  считалось  без  дальнейших  оговорок  за

общечеловеческую норму.

      Демократизация  общественной   жизни   проявилась   также   в   важном

нововведении - свободе расторжения брака.  В  нашей  стране  в  1967г.  была

облегчена и упрощена бракоразводная процедура, позволившая многим  формально

существовавшим семьям расторгнуть изжившие себя  отношения,  а  с  1996г.  в

России узаконена процедура оформления брачного контракта.

      Социально-экономические преобразования породили и новые  межличностные

отношения, взгляды людей на личное, в том числе  семейное  счастье,  которое

долгое  время  считалось  «женской  темой»,  не   заслуживающей   серьезного

внимания. Современный человек (без «поправки» на специфику личности  мужчины

или женщины) не только имеет право  самостоятельно  строить  свою  судьбу  и

семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не  хочет  мириться  с

неполноценным браком, уродливыми отношениями  в  семье,  активно  добивается

личного счастья.

      В силу объективных  причин  сегодня  размыт  консервативный  стереотип

восприятия  женщины,  ее  предназначения.   Научно-технические,   социально-

политические  преобразования  привели   к   повышению   образовательного   и

профессионального  уровня  женщин,  возрастанию  их  роли  во  всех   сферах

общественной  жизни,  и   одновременно   обнажились   и   стали   в   центре

общественного  внимания  такие  явления  и  проблемы,  как   кризис   семьи,

девальвация чувств  материнства  на  социальном  и  индивидуальном  уровнях.

Достоянием  гласности  сегодня  стали  такие  явления   как   алкоголизм   и

наркомания не только мужчин,  но  женщин,  проституция,  мужское  и  женское

одиночество  и  беспризорные  дети.  В  условиях  перестройки  и  расширения

демократии в нашей стране резко обозначились  такие  проблемы  межличностных

отношений, как противоречия между равноправием женщины и  возможностями  его

реализации,  между  требованиями   общественного   прогресса   и   отсталыми

взглядами на место женщины в семье, между функциями  полноправной  гражданки

и реальным положением в своей семье, между  общественно-профессиональными  и

семейными функциями женщины.

      Это породило массу проблем, споров, вопросов о том,  что  нас  ждет  в

будущем, что будет  с  человечеством,  как  оно  сможет  выжить,  как  будет

воспроизводиться  в  физическом  и  социальном  плане.  В   связи   с   этим

обозначился  рост   научно-исследовательского   интереса   к   межличностным

супружеским отношениям, возникло множество концепций и соответственно  путей

Информация о работе Жизненный цикл семьи