Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад

Описание

Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл семьи.doc

— 559.00 Кб (Скачать документ)


Жизненный цикл семьи

Нормативный кризис.

Нормативный кризис - это период семейной истории, во время которой в семье возрастает эмоциональный дискомфорт и появляется необходимость изменений сложившихся взаимоотношений вследствие того, что семья проходит события естественные практически для каждой семьи.

Дюваль предложил периодизацию жизненного цикла семьи.

Нулевая стадия - период ухаживания

Нормативный кризис - начало семейной жизни, заключение брака (распределение обязанностей)

1 стадия - от начала совместной жизни до рождения ребенка. На этой стадии возникает множество задач, которые предстоит решить.

1). выработка взаимоудовлетворяющего распределения обязанностей и ролей.

Распределение ролей. Наиболее существенная роль - главы семьи. Семейная роль - определяет модель ролевого поведения в семье и соответствующие ей ролевые ожидания или наоборот.

Т.С.Яценко: 4 основные супружеские роли, которые подразумевают под собой комфортное общение и взаимопонимание:

        друг

        сексуальный партнер

        опекун

        покровитель (материальное обеспечение и принятие наиболее важных решений)

У супругов не может быть только одного типа роли, важно выбрать смешанный тип роли и взаимодополняющий. Нежелательно, когда супруг выбирает роль родителя или ребенка.

К.Киркпатрик: 3 типа ролей:

        традиционная - муж является главой, принимает решения

        товарищеская - общение, секс

        партнерские - экономически равноправные, и в плане семейных обязанностей тоже равноправные.

Супружеские роли формируются под влиянием семейной истории.

Аспекты семейной истории:

        положение ребенка в подсистеме детей. Адлер - впервые писал о комплексе психологических черт у старшего ребенка. У более младших детей - больше развито чувство неполноценности. Психологическая разница между детьми - младший ребенок более инфантилен, чем старший.

        семейная жизнь самих родителей - некоторые сценарные модели поведения заимствованы у родителей. У родителей также заимствуется модель и стереотип общения, который переносится на свою семью.

        структурные особенности родительской семьи

2). Необходимость сформировать коммуникативные средства, позволяющие выработать чувства и не задевать самолюбие других, а также для совместного принятия решения, касающегося всей семьи.

3). Необходимость сформировать с родителями отношения, которые находятся в золотой середине от полного разрыва до полной подчиненности родителям

4). Чтобы партнеры приняли другого, какой он есть, и отказаться от попыток перевоспитать друг друга.

Динамика взаимоотношений: важно, чтобы влюбленность переросла в любовь - более эмоционально стабильное и зрелое состояние.

Нормативный кризис - рождение первого ребенка.

1.       система распределения обязанностей оказывается непригодной, все надо менять

2.       требуется перестройка взаимоотношений с прародителями

3.       и мужчины и женщины испытывают определенные негативные переживания, состояние фрустрации (уход с работы, декретный отпуск...)

Необходимо найти варианты, благодаря которым удовлетворяются потребности общения у женщин. Для мужчин необходимо принять активное участие в уходе за ребенком.

Закономерности развития семьи, цикличность развития семьи - индивидуальны.

2 стадия - Нормативный кризис после 3-5 лет совместной жизни. Если в семье не разрешены проблемы первого года жизни или остались неразрешенные вопросы по перестройке семьи после рождения первого ребенка. Если задачи остаются нерешенными - возможен развод.

Дети от рождения до школы - считается "семья с маленьким ребенком". Для такой семьи характерны проблемы с формированием новых взаимоотношений. Критический момент в жизни семьи - ребенок идет в детский сад. Это приводит к перестройке семейных отношений.

Очередной кризис возможен, когда первый ребенок идет в первый класс. По сравнению с детским садом - опять перераспределение обязанностей по отношению к ребенку.

Период, когда первый ребенок пошел в первый класс и до подросткового возраста - называется "семья со школьниками".

Возникают проблемы в родительско-детских отношениях. Этот период заканчивается после подросткового возраста.

Переходный возраст - нормативный кризис семьи. Перераспределение власти в семье, нужно поделиться с ребенком. Как правило, семьи держатся за стереотип. Возникает страх изменений. (Мы лучше пострадаем, но будет все по старому). От родителей требуется перестройка способов общения с ребенком. Желательно отойти от стереотипов.

Следующий вариант - это "семья с подростками" - в период от подросткового кризиса первого ребенка до ухода первого ребенка из семьи, до начала его самостоятельной жизни.

Воспитательная миссия по отношению к ребенку исчерпана. Особенно сложно тем родителям, между которыми - ребенок - основа отношений.

"Семья с взрослеющими детьми" - от автономизации старшего ребенка до автономизации младшего ребенка. Очередной нормативный кризис семьи - синдром опустевшего гнезда.

Для прародителей тоже кризисная ситуация, когда у их детей рождаются дети. "Синдром опустевшего гнезда" - может и не наступить, если прародители участвуют активно в воспитании внуков.

Последний нормативный кризис в жизни семьи - уход одного из родителей.

http://www.psyworld.ru/students/lessons/lessons_text/psihologiya_sem_otnosh/jiznen_zicl_semyi.htm

 

 

 

 

Реферат: Жизненный цикл семьи (Скачать)

                    Тема: Жизненный цикл семьи.                   

     Динамика семьи. Сущность понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного

цикла семьи. Стадии супружеских отношений. Кри­зисы семейной жизни. Задачи

развития семьи. Стадии родительства.

     ЛИТЕРАТУРА

     1.           Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы /

Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии,

со­циологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,

2002.

     2.           Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь,

2004.

     3.           Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб.

посо­бие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н.Н. Посысоева. -

М.:Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

     4.           Психология семейных отношений с основами семейного

консультирова­ния: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.

Артамонова, Е.В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. — М:

Издательский центр «Академия», 2002.

     5.           Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз

и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь,

2003.

     Динамика семьи

     Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависи­мости

от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с тече­нием

времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жиз­ненного цикла

(ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в

период ухаживания и брака. После этого в большин­стве случаев она сначала

расширяется за счет растущих в ней детей, а затем сокращается, когда дети

покидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.

     В 1948 г. на национальной общеамериканской конференции по се­мейной жизни Э.

Дюваль и Р. Хилом был сделан доклад о динамике семейно­го взаимодействия, где

был использован термин «цикл развития семьи». По­нятие «жизненный цикл

семьи» введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х

годов XX в.

     Словарь Ожегова дает два значения слова «цикл»: законченный ряд чего-либо

(например, цикл песен) и совокупность явлений, составляющая кругооборот в

течение какого-то промежутка времени. Оба толкования, предложенные Ожеговым,

очень точно определяют присущие семье измене­ния. С одной стороны, можно

говорить о законченном ряде явлений - от­дельная семья начинается с момента

заключения брака и заканчивается в мо­мент распада семьи или смерти супругов. С

другой стороны, рожденные и выращенные в этой семье дети через определенное

время создают свои се­мьи, повторяя, таким образом, цепь характерных для семьи

событий и позво­ляя говорить о кругообороте за определенный период времени.

     В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в

первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших

событий, а «расстояние» от одного события до другого называ­ется

«стадией жизненного цикла».

     Существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. Так

же, как и в вопросах периодизации индивидуального разви­тия, это зависит от

того, что служит критерием для деления.

     Е. Дюваль в 1950 г. первым опубликовал работу по проблемам разви­тия семьи и

подразделил ЖЦС на восемь стадий:

     Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притя­жение друг к другу.

                  1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии:

сформировать брач­ные отношения, удовлетворяющие обоих супругов; урегулировать

вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями; войти в круг

родст­венников.

     2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи

стадии: адаптация к ситуации появления ребенка, забота о правильном разви­тии

младенцев; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родите­лей, так и

детей.

     3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до

6 лет). Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонно­стям детей с

учетом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных

с усталостью и отсутствием личного пространства.

     А.Семьи с детьми—младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13

лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного воз­раста;

побуждение детей к достижению успехов учебе.

     5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи

стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственно­стью;

создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими

обязанностями, и решение проблем карьеры.

     6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до мо­мента,

когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация ос­вобождения

молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы

семьи.

     7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на

пен­сию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание

родственных связей со старшим и младшим поколением.

     8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих

суп­ругов). Задачи стадии: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем

тяже­лой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к

старости.

     В социологической литературе в большинстве случаев цикл семей­ной жизни

рассматривают как организованный вокруг развития ребенка или по

последовательности стадий родительства. С точки зрения этого подхода, в

развитии семьи различными учеными выделяются примерно одни и те же этапы. Так,

П. Сорокин выделял 4 стадии:

•         брачная пара в момент образования;

•         семья с маленькими зависимыми детьми;

•         семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;

•         стадия отделения всех детей.

     Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семей­ных событий

(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от

родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и

другого супругов прародителей), образую­щих в свою очередь 4 стадии семейного

цикла:

•         стадия предродительства;

•         стадия репродуктивного родительства;

•        стадия социализированного родительства;

•         стадия прародительства.

Содержание стадий следующее.

     Стадия предродительства - это период вступления в брак зачатия

первенца. Супруги готовятся стать родителями и формировать семью в строгом

смысле слова, ибо, по словам А.И. Антонова, «лишь рождение де­тей превращает

брачную пару в семью».

     Стадия репродуктивного родительства это стадия, на которой появляется

первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей — в зависимости

от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи

с числом рождений.

     Стадия социализированного родительства - это стадия воспитания детей,

которая для многих родителей может не закончиться никогда, но ко­торую следует

ограничить либо достижением совершеннолетия детьми, либо моментом отделения

последнего из взрослых детей. На этой стадии возмож­на задержка в отделении

детей, например, из-за отсутствия жилья; варианта­ми этой стадии могут стать

«продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак

откладывается из-за учебы или каких-то других об­стоятельств; либо «затяжная

социализация», когда взрослый человек остает­ся холостяцком, продолжая жить со

своими родителями.

     Стадия прародителъства наступает с появлением первого внука, что

превращает родителей-основателей в прародителей, в бабушку и дедуш­ку, хотя это

не означает прекращения стадии «социализированного родитель-ства», если в семье

еще есть несовершеннолетние дети. Стадия прародитель-ства длится до смерти

супругов.

     Подобный цикл А.И. Антонов именует полным циклом.

     Следует отметить, что за последние 50 - 100 лет семейный цикл из­менился как

по временной структуре, так и по характеру составляющих его событий. Люди стали

Информация о работе Жизненный цикл семьи