История психологического изучения сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах когнитивной активности сознания. Решение этого вопроса непосредственно связано с анализом работы механизмов сознания и обсуждением феномена осознания в русле исследований познавательной деятельности.

Содержание

Введение 3
Часть 1.
История психологического изучения сознания. Феномен осознания 4
Различие сознания от осознания 16
Эксперименты в рамках когнитивной психологии 20

Часть 2.
Осознание в рамках гештальт—психологии 23
Упражнения: 25
Техника сознавания 28
Направленное сознавание 35
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 84.96 Кб (Скачать документ)

 

Отметьте некоторые  свои привычки - как вы одеваетесь, как  вы чистите зубы, как вы открываете или закрываете дверь, как вы печете пирог. Если они не кажутся вполне эффективными, или если другой образ  действия кажется столь же хорошим  и кроме того привносит разнообразие, - попробуйте изменить их. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие, учась  делать что-то по-новому?

Или вы встретитесь  с сильным сопротивлением? Не опрокинет  ли изменение одной какой-нибудь частности всю схему вашего заведенного  порядка? Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет  работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, от того, как делаете это вы сами?

 

Проснувшись, подумайте, прежде чем встать, о возможности  чувствовать или действовать  иначе, чем обычно. Не принимайте решений, которые должны быть неукоснительно выполнены, просто живо представьте  себе возможности простых и легко  выполнимых изменений в вашем  обычном распорядке.

 

Люди, которые живут в  нездоровом слиянии друг с другом, не вступают в личный контакт. Они  должны либо любыми возможными средствами восстановить потревоженное слияние, либо разойтись до изоляции. Чтобы  восстановить потревоженное слияние, человек пытается приспособить либо себя к другому, либо другого к себе. В первом случае он становится соглашателем, старается примириться, беспокоится по поводу малейших разногласий, нуждается в доказательствах полного приятия; человек готов отказываться от своей собственной индивидуальности, ищет благосклонности, впадает в рабство. В другом случае, когда человек не выдерживает противоречий, он начинает уговаривать партнера, улещивать его, принуждать или запугивать. Если люди находятся в контакте, а не в слиянии, они не только уважают свое мнение и мнение партнера, свой и чужой вкус, ответственность каждого, но также приветствуют оживление и возбуждение из-за возникающих разногласий. Слияние ведет к рутине и застою, контакт - к возбуждению и росту. Наиболее важный случай личного слияния - несознаваемое отождествление. На отождествлении с нашими близкими, с нашими профессиональными ролями, партиями, языком и пр. строится всякая социальная общность. Это составляет то «мы», которое расширяет «я». Как все ассимилированное, отождествления становятся несознаваемыми; но они здоровы только в том случае, если при необходимости они могут быть вновь замечены и затем подтверждены, изменены или отвергнуты.

 

Рассмотрите как  можно больше своих «черт» - речь, одежду, поведение в целом и  пр. -и задайте себе вопрос, подражая кому вы их обрели. Друзьям? Врагам? Если выодобряете в себе эту черту, чувствуете ли вы благодарность к  ее источнику?

 

Межличностное слияние - разновидность  транса или гипноза. Мы все поддаемся  внушению в этом смысле, но защитой  является доступность внушаемого сознаванию и способность оценивать эмоциональную  привязанность к другому.

 

Понаблюдайте  за своими реакциями на кинофильм  или спектакль. Отметьте, насколько  вы отождествляетесь (обычно не замечая  этого) с действующими лицами. С какими именно? Есть ли действующие лица, с  которыми вам трудно отождествляться?

 

Вспомните, по отношению  к кому вы чувствуете вину или обиду. Вызвали ли бы подобные действия то же чувство, если бы они принадлежали кому-нибудь другому? Теперь вспомните  свои отношения с этим человеком  в целом. В какой степени вы принимаете как само собой разумеющееся то, что может быть этим человеком  вовсе не принимается как само собой разумеющееся ? Хотите ли вы изменить статус кво? Тогда, вместо того, чтобы  мучить себя чувствами вины или обиды, поищите путей расширения области  контакта.

 

 

Упражнение 11. Превращение  тревожности в возбуждение

Освобождение от чувств вины и тревоги всегда считалось одной  из основных психотерапевтических задач. Вину и обвинение мы описали выше как следствие слияния. Вина - это  стремление наказать себя, когда человек  принимает на себя ответственность  за прерываемое слияние. Обвинение  и обида - это требование, чтобы  другой человек чувствовал себя виноватым. И то и другое является сопротивлением по отношению к контакту, сознаванию и дифференциации. Это привязывание себя кданному частному объекту или  определенному человеку в изоляции от остального опыта. И то и другое пронизывает собой всякий невроз.

Лечение тревожности может  быть только косвенным. Необходимо найти, какие возбуждения человек в  настоящее время не может принять  как свои собственные. Поскольку  они возникают спонтанно, они  должны быть связаны с подлинными потребностями организма. Должны быть найдены пути удовлетворения этих потребностей без опасности для других функций  организма. Нужно найти также, каким  образом различными структурами  мышечных напряжений человек останавливает  полный выдох. Тем не менее, частичное  облегчение в каждом данном приступе тревоги может быть достигнуто, как  это ни парадоксально, посредством  еще большего сжимания груди, а не расслабления. Иными словами, нужно  последовать двигательному импульсу, который вы чувствуете (не добавляя других).

 

Обратите внимание на ваше дыхание независимо от того, сознаете вы в данный момент тревожность  или нет. Представьте и почувствуйте себя дышащим. Вспомните, что само слово  «психология» происходит от греческого слова «душа», которое первоначально  означало «живое дыхание». Может быть, вам сначала будет легче наблюдать  за дыханием других: за частотой дыхания, его глубиной, нерегулярностями, остановками; зеванием, тяжелыми вздохами, покашливанием, сопением, хмыканием, чиханием, пыхтением и т. п. Теперь посмотрите, можете ли вы в своем собственном дыхании различить части этого сложного процесса? Можете ли вы почувствовать, как воздух входит в нос, проходит через горло и шею в бронхи? Можете ли вы почувствовать, как ваши ребра расходятся, когда вы вдыхаете, как растягиваемся спина, как увеличивается пространство, которое вы занимаете, когда вы расширяете грудь?. Можете ли вы прочувствовать - выдох как эластичное, без высокого усилия, возвращение ребер и мускулов в состояние покоя, предшествующее следующему вдоху':

 

Утреннее зевание и  потягивание восстанавливает рабочий  тонус мышц, расслабленных во время  сна. В других случаях это энергичное раздувание и затем уменьшение объема - спонтанная попытка организма освободиться от сжимания при произвольном сдерживании  чего-то. Скука - это состояние неопределенного  ожидания. Каждый знает, что в ситуациях, когда приходится с нетерпением  поглядывать на часы, скука исчезает, как только удается освободиться и начать делать то, что кажется  интересным. В ситуации, когда человек по видимости свободен, но «не знает что с собой делать», он сам блокируют сознавание своих потребностей и интересов.

Все это ситуации подавляемого возбуждения. Подавление достигается  напряжением мышц, поверхностным  дыханием, и таким образом - иммобилизацией организма. Чтобы предотвратить  или хотя бы смягчить это сжимание, организм проявляет спонтанную и  здоровую тенденцию к зеванию  и потягиванию. Впрочем на подавлении и этого настаивают те, кто - справедливо  или нет - полагает, что такое действие со стороны других означает, что  скуку вызывают они сами. Но если вы даже при определенных обстоятельствах  в определенном обществе считаете необходимым  следовать этим принципам вежливости, по крайней мере в других случаях  вы можете

сделать зевание и потягивание  постоянной практикой - на радость и  на пользу вашему организму.

 

Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности. Возьмите кошку за образец. Начиная зевок. дайте нижней челюсти  опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто  нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи  насколько возможно. На вершине натяжения  и вдоха отпустите себя и дайте  всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Агафонов А.Ю. Сознавание и осознание // Известия Самарского

научного центра РАН. Актуальные проблемы психологии. Самарский регион. 2003. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003. – 7 с.

 

Агафонов А.Ю. Влияние  семантической настройки на эффекты

осознания в перцептивной деятельности // Журнал прикладной психологии. –

М.: Издательский Дом «ЭКО», 2005. – № 6. – 10 с.

 

Агафонов А.Ю. Осознание  в контексте изучения сознания в

психологии. Статья первая // Психологические исследования: Сборник  научных трудов. Вып.2 / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – 15 с.

 

Агафонов А.Ю. Осознание  в контексте изучения сознания в

психологии. Статья вторая (опыт научных поисков в отечественной

психологии) // Психологические  исследования: Сборник научных трудов.

Вып.3 / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой. – Самара: Изд-во

«Универс-групп», 2006. – 22 с.

 

Агафонов А.Ю. Когнитивная  психомеханика сознания или как

сознание неосознанно  принимает решение об осознании. Самара, 2007.

 

Аллахвердов В.М. Сознание как  парадокс., СПб, 2000.

 

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания.//Вопросы

психологии, 1991, №2.

 

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.

 

Бассин Ф.В., Прангишвили  А.С., Шерозия А.Е. Основные критерии рассмотрения бессознательного в качестве своеобразной формы психической  деятельности // Бессознательное. Т.1. Тб., 1978.

 

Фредерик С. Перлз, Внутри и вне помойного ведра: пер. с  англ.

Фредерик С. Перлз, Пауль  Гудмен, Ральф Хефферлин, практикум  по гештальт-психологи: пер. с англ.СПб., издательство "Петербург-XXI век", 1995.-448 с. ISBN 5-88485-006-9

 

В.М. Аллахвердова, в частности, в авторской монографии «Опыт  теоретической психологии» (1993).


Информация о работе История психологического изучения сознания